100
сократить текст для конспекта по :
вещая душа. для м. ю. лермонтова философская тема не была доминирующей. но давняя в россии тра- диция философской лирики, преимущественно поэзии мысли, не умерла. ее продолжили не только е. а. ба- ратынский, но и поэты-«любомудры» д. в. веневити- нов, с. п. шевырёв, а. с. хомяков. их лирика страдала известной рассудочностью, поскольку поэзия лишалась самостоятельных и служила средством для пере- дачи философских идей. этот существенный недостаток был решительно преодолен гениальным лириком ф. и. тютчевым. образность стихотворений тютчева со- держит философию. его метод основывается на тождестве внешнего и внутреннего в природе и в человеке. он воспринимает природу целостно: как организм, как нечто живое, пребывающее в вечном движении. сопряжённость величественно-прекрасного ственно-трагического придаёт лирике тютчева невидан- ную философскую масштабность, заключённую в предель- но сжатую форму. каждое стихотворение рисует мгно- и торже- обращено и ко всему бытию, бережно и смысл. позднее, в 50—70-е годы, прин- венное состояние, но хранит его образ ципы тютчевской поэтики при всей устойчивости допол- нились новыми качествами. тютчев всегда чувствовал себя неуютно и одиноко в не удовлетворяющей его современ- ности. он мечтало яркой и интенсивной духовной жизни. всей душой сочувствуя страданиям родины, тютчев обоб- щает свои размышления («умом россию не », « женщине», «слёзы»). подлинный расцвет пере- живает тютчевская любовная лирика, в которой чувство сострадания к любимой женщине превышает эгоистиче- ские желания и высоко поднимается над дары жизни. после пушкина и лермонтова поэзия словно замерла, хотя в ней и появляются ориги- an. гри- а. плещеев, н. огарёв, нальные дарования горьев, я. полонский, а. толстой, и. тургенев, а. май- ков, н. некрасов. постепенно в ответ на общественный подъём поэзия осваивала современную ей жизнь. особенностью 50-х годов стало углубление реализма. причём точность и одновременно обобщённостъ выраже- ния касались прежде всего внутреннего мира человека.
народное начало в поэзии также не угасает. оно живёт в поэзии н. некрасова, в стихотворениях ф. тют- чева, а. фета, ап. григорьева, я. полонского, а. майко- ва, а. толстого. стремление выразить «невыразимое», навеять читателю охватившее поэта настроение одно из коренных свойств поэзии а. а. фета. он обращается к чувственным, эмоциональным человека («посмотри», шишь») и предельно активизирует их. пoэт ценит звук и краску, пластику и аромат. нo имитирует он ие гвуки, не мелодии, не ритмы, а музыкальную сущность мира. центральной темой творчества поэта и видного крити- ка aп. а. григорьева стал конфликт современного ему «слы- человека с прозаическим миром. подлинным гуманизмом проникнуто творчество заме- чательного и тонкого лирика я. п. полонского. поэт со- чувствует бедному человеку, внимательно всматривается в его переживания, умея передать их намёком, через слу- чайные впечатления и отрывочные воспоминания. герои полонского мечтают о светлой любви, о простом счастье, в них живёт порыв к чистой жизни, но они скованы усло- виями, не видит гармонии в современной жизни и другой а. к. толстой. он идеализировал древнюю русъ природа lеоп времён киева и новгорода. главная его тема и любовь. лучшие стороны характера сливаются в его поэзии с бескрайним простором («край -od "иок нl димый истинная ценность национального ха- рактера проявляет себя, по его мнению, стихийно и воль- но («коль любить, так без »), его носят следы стилизации, но сохраняют легендарность сю- жета, роковое стечение обстоятельств, непримиримость характеров, приводящие к кровавой развязке («василий шибанов», «князь михайло репнин»). основным лирическим героем поззии а. н. плещеева, н. п. огарёва, н. а. некрасова, и. с. никитина стано- вится человек из дворян или разночинцев, вставший на вспомним стихотворения защиту плещеева «вперёд! без страха и », «по чув- ствам братья мы с », огарёва «кабак», «арестант» и неизбывно грустные стихотворения и поэмы некрасова, никитина. народа, крестьян.