Новизна комедии в необычности общественного конфликта, выражающегося в раскрытии внутренней противоречивости, нелепости общественного устройства. За видимым конфликтом скрывается другой, более широкий конфликт: между высоким положительным идеалом и реалиями русской жизни. Гоголь стремился обновить завязку: традиционно завязки нет, ожидание ревизора, страх и боязнь разоблачения — вот что становится завязкой. Гоголь обновляет и интригу: обычно действие строится на любовной интриге или сознательном обмане героя. Хлестаков же не замышляет никакой интриги, он свободно отдается течению событий. Новаторство Гоголя проявилось и в особенностях развязки. Писатель не встал на путь традиционного наказания виновников комедийного происшествия, в знаменитой «немой сцене» он выводит на сцену всех персонажей. А дальше — думайте сами. Гоголь о замысле своем сказал так: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». В.И. Немирович-Данченко «тайну сценического обаяния» Гоголя увидел именно в этой новизне и оригинальности.
Новизна комедии в необычности общественного конфликта, выражающегося в раскрытии внутренней противоречивости, нелепости общественного устройства. За видимым конфликтом скрывается другой, более широкий конфликт: между высоким положительным идеалом и реалиями русской жизни. Гоголь стремился обновить завязку: традиционно завязки нет, ожидание ревизора, страх и боязнь разоблачения — вот что становится завязкой. Гоголь обновляет и интригу: обычно действие строится на любовной интриге или сознательном обмане героя. Хлестаков же не замышляет никакой интриги, он свободно отдается течению событий. Новаторство Гоголя проявилось и в особенностях развязки. Писатель не встал на путь традиционного наказания виновников комедийного происшествия, в знаменитой «немой сцене» он выводит на сцену всех персонажей. А дальше — думайте сами. Гоголь о замысле своем сказал так: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». В.И. Немирович-Данченко «тайну сценического обаяния» Гоголя увидел именно в этой новизне и оригинальности.