Изучение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» – это следующий
(после темы «Классицизм» и рассмотрения жанра оды в поэзии М.В.
Ломоносова и Г.Р. Державина) виток в осуществлении главной цели:
выработать наиболее результативные, реально значимые методы освоения
русской литературы XVIII в. как единого духовного пространства и
художественной целостности. В соответствии с этим учитель должен каждый
раз соизмерять «составляющие» конкретно взятой темы: её нравственный и
эстетический, историко-литературный и историко-культурный,
мировоззренческий и социальный компоненты – применительно к отдельному
произведению как объекту изучения. Находясь в границах, заданных на первом,
вступительном занятии по русской литературе XVIII в., где цитировались
строки из итогового для эпохи стихотворения А.Н. Радищева «Осьмнадцатое
столетие» (1801), освещающие её главное драматическое противоречие:
…Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех.
…………………………………………………………………
Но зри, две вознеслися скалы во среде струй кровавых:
Екатерина и Пётр, вечности чада! и Росс.
Мрачные тени созади, впередь их солнце;
Блеск лучезарный его твёрдой скалой отражён.
Там многотысячнолетны растаяли льды заблужденья,
Но зри, стоит ещё там льдяный хребет, теремясь;
Так и они – се воля господня – исчезнут растая,
Да человечество в хлябь льдяну, трясясь, не падет,
Изучение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» – это следующий
(после темы «Классицизм» и рассмотрения жанра оды в поэзии М.В.
Ломоносова и Г.Р. Державина) виток в осуществлении главной цели:
выработать наиболее результативные, реально значимые методы освоения
русской литературы XVIII в. как единого духовного пространства и
художественной целостности. В соответствии с этим учитель должен каждый
раз соизмерять «составляющие» конкретно взятой темы: её нравственный и
эстетический, историко-литературный и историко-культурный,
мировоззренческий и социальный компоненты – применительно к отдельному
произведению как объекту изучения. Находясь в границах, заданных на первом,
вступительном занятии по русской литературе XVIII в., где цитировались
строки из итогового для эпохи стихотворения А.Н. Радищева «Осьмнадцатое
столетие» (1801), освещающие её главное драматическое противоречие:
…Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех.
…………………………………………………………………
Но зри, две вознеслися скалы во среде струй кровавых:
Екатерина и Пётр, вечности чада! и Росс.
Мрачные тени созади, впередь их солнце;
Блеск лучезарный его твёрдой скалой отражён.
Там многотысячнолетны растаяли льды заблужденья,
Но зри, стоит ещё там льдяный хребет, теремясь;
Так и они – се воля господня – исчезнут растая,
Да человечество в хлябь льдяну, трясясь, не падет,