1. Прочитайте отрывок из рассказа «Хлеб для собаки». Я повернулся к дому и вздрогнул: передо мной стоял отец, на гладко выбритой голове играет солнечный зайчик, тучновато-плотный, в парусиновой гимнастерке, перехваченной тонким кавказским ремешком с бляшками, лицо не хмурое и глаза не завешаны бровями - спокойное, усталое лицо.
Шагнул на меня, положил на мое плечо тяжелую руку и надолго загляделся куда-то в сторону, наконец спросил:
- Ты дал ему хлеба?
- Дал.
И он снова вглядывался в даль.
Я люблю своего отца и горжусь им.
О великой революции, о гражданской войне сейчас поют песни и складывают сказки. Это о моем отце поют, о нем складывают сказки!
Он из тех солдат, которые первыми отказались воевать за царя, арестовали своих офицеров.
Он слышал Ленина на Финском вокзале. Он видел его стоящим на броневике, живым - не на памятнике.
Он был в гражданскую комиссаром Четыреста шестнадцатого ревнолка.
У него на шее рубец от колчаковского осколка.
Он получил в награду именные серебряные часы. Их потом украли, но я сам держал их в руках, видел надпись на крышке: "За проявленную храбрость в боях с контрреволюцией"...
Я люблю отца и горжусь им. И всегда боюсь его молчания. Сейчас вот и скажет: "Я всю жизнь воюю с врагами, а ты их подкармливаешь. Не предатель ли ты, Володька?"
Но он тихо спросил:
- Почему этому? Почему не другому?
- Этот подвернулся...
- Подвернется другой - дашь?
- Н-не знаю. Наверное, дам.
- А хватит ли у нас хлеба накормить всех?
Я молчал и смотрел в землю.
- У страны не хватает на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь, сынок. - Отец легонько подтолкнул меня в плечо. - Иди играй.
Напишите текст-рассуждение (140-160 слов) на тему:
В чём заключается «Тревожная совесть» Тендрякова?
• Расскажите, какой выход и почему находит для себя Володя?
• Какие качества характера проявляет десятилетний ребенок, поступая так? (Цитаты из текста)
• Назовите художественныесредства, которые использовал автор для раскрытия образов главных и второстепенных героев.( Цитаты из текста)
• Определите позицию автора по данному вопросу.
1. Можешь ли ты спокойно житьсытым, если рядом голодные?
2.Как определить самого нуждающегося?
3.Можно ли отказаться от милосердия, если невозможно его осуществить по большому счету?
4.Нужно ли делать добро тайно, украдкой?
• В чём заключается «Тревожная совесть» Тендрякова?
Для ответа используйте фразы:
Я согласен/не согласен с тем, что , потому что .
Я не могу согласиться с тем, что , потому что .
Мне кажется, что лучше было бы сказать о том, что , так как.