1) Прочитайте фрагмент статьи учёного-лингвиста Б. Ю. Нормана. Какие факторы, по мнению автора закреплению новых слов в языке? Слова, томящиеся в приёмной
Начиная с 1971 года специалисты-лексикографы стали издавать
особые словари, включающие в себя новую русскую лексику: слова,
не вошедшие в ранее изданные словари. Фактический материал для
таких изданий собирался более всего по текстам периодики. Как известно, из всех печатных изданий газеты и журналы наиболее чувствительны к словесным новшествам.
Раскроем вторую книгу из этой серии: «Новые слова и значения.
Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов»
(под редакцией Н. З. Котеловой. — М., 1984). В ней — около пяти с
половиной тысяч новых (на тот момент) слов и значений.
Понятно, что с тех пор четыре десятилетия — достаточный срок, чтобы наш лексикон сильно изменился. Возьмём для
примера названия, начинающиеся на букву а. Многие из них, включённые в упомянутое издание, сегодня — наши хорошие знакомые,
например: абсурд (театр абсурда), аварийка, авиадиспетчер,
авиакатастрофа, авиасалон, автовладелец, автозаправка, автомеханик, автоответчик, автошкола, агрогородок, агропромышленный, акселерат, аллергик, анальгетик, антикризисный, антистатик, афро-азиатский и др. И хотя мой компьютерный редактор
в WORD’е некоторые из них всё же подчёркивает, следует признать,
что за неполные полвека эти слова перешли из «приёмного покоя»
языка в его «палаты».
72
Но многие из возникших (и зафиксированных лексикографами)
слов так и не стали для нас привычными. Они по-прежнему томятся
в «зале ожидания», а то и вовсе канули в небытие.
Среди них, на ту же букву а, находим в словаре автобиографизм, автокарандаш, автолетучка, автопокрывало, адвокатесса, антиработа, атомка, аэровит... Есть в этом списке и аббревиатуры-однодневки, вроде АСПР или АТЭП, и экзотизмы типа
айван, альмики, арроба...
От чего же зависит судьба нового названия? Почему какие-то
лексические новшества приживаются, а какие-то нет?
Прежде всего тут играет роль общественная необходимость, участие соответствующего понятия в жизни общества. По мере того как
в наш быт входят такие предметы, как домофон или автоответчик,
становится очевидна нужность этих названий. Кроме того, на судьбу
слова влияет и его словообразовательная и фонетическая удачность.
Когда появились мобильные телефоны, то какое-то время в обращении были разные названия этих предметов: мобильный (сотовый)
телефон, труба, трубка, мобила, ручник, сотовик, сотик и др.
И понадобилось несколько лет, чтобы слово мобильник вытеснило
своих конкурентов. Сейчас, впрочем, на смену мобильникам приходят смартфоны, айфоны и т. п.
2) Прочитайте текст выразительно.
3) Какое средство выразительности использовано в заголовке? С какой целью автор использует этот троп?
4) К какому стилю принадлежит текст? Обоснуйте ответ.
5) Как вы понимаете выражение «словообразовательная и фонетическая
удачность»?
6) Составьте и запишите тезисы статьи.