1. Почему Глава называется «Учитель Карл Иваныч»? Какое впечатление
произвел на вас образ учителя?
2. На какие части можно разделить эту главу? Кто и что оказывается цен-
тром внимания в каждой из частей? Озаглавьте каждую. Везде ли со-
хранена детская точка зрения? Где она изменяется? Приведите кон-
кретные примеры.
8. Что мы узнаём о Карле Иваныче из второй части главы? Кто расска-
зывает её нам — маленький Николенька или взрослый повествова-
тель? Объясните своё мнение. В чём проявляется мягкая ирония рас-
сказчика?
2. Главу "Учитель Карл Иваныч" можно разделить на следующие части:
- Первая часть: "Один из самых лучших учителей", где рассказывается о первом впечатлении героев - учеников и их родителей - о Карле Иваныче. Здесь описывается, как учитель находит общий язык с учениками и старается учить их не только предметам, но и тому, как быть хорошими людьми. Сохранена детская точка зрения, так как повествование осуществляется от лица главного героя - маленького Николеньки.
- Вторая часть: "Школа без учителя", где рассказывается о болезни Карла Иваныча и отсутствии его на уроке. Здесь центром внимания становится отношение учеников к учителю и их тревога за его здоровье. В этой части сохраняется детская точка зрения, так как эмоции и ощущения рассказываются от лица Николеньки.
- Третья часть: "Крутое девятилетие", где рассказывается о возвращении Карла Иваныча после болезни и о его особом подходе к урокам и обучению. В этой части постепенно меняется точка зрения на героя, так как повествование осуществляется уже от лица взрослого повествователя, который описывает действия и поступки учителя с некоторой иронией.
8. Из второй части главы мы узнаем о том, что Карл Иваныч заболел и отсутствовал на уроке. Рассказывает нам эту часть Николенька, маленький герой романа. Мягкая ирония рассказчика проявляется в том, что хотя учитель отсутствует на уроке из-за болезни, его авторитет и присутствие все равно сильно ощущаются в классе и даже у родителей учеников. Это подчеркивает значимость и роль учителя в жизни школьников, а ироничное повествование создает некий комический эффект и играет с читателем.