(1) Петя решил наскоро выкупаться. (2) Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку, расталкивая прохладную воду коричневым атласным плечиком, как тотчас забыл все на свете.

(3 )Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. (4) Он взошел на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчетливую чешую песчаного дна. (5)На первый взгляд могло показаться, что дно необитаемо. (6)Но стоило только хорошенько присмотреться, как в морщинах песка обнаруживалась жизнь. (7) Там передвигались, то появляясь, то зарываясь в песок, крошечные кувшинчики рака-отшельника. (8)Петя достал со дна один такой кувшинчик и ловко выдернул из него ракообразное - даже были крошечные клешни! - тельце моллюска.

(9)Потом мальчик заметил в воде медузу и погнался за ней. (10)Медуза висела прозрачным абажуром с кистью таких же прозрачных щупалец. (11)Казалось, что она висит неподвижно. (12)Но это только казалось. (13)Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, подобно краям парашюта. (14)Щупальца шевелились. (15) Она косо уходила вглубь, как бы чувствуя приближающуюся опасность. (16)Но Петя настиг ее. (17)Осторожно - чтобы не прикоснуться к ядовитой кайме, обжигающей, как крапива, - мальчик обеими руками схватил медузу за купол и вытащил увесистое, но непрочное ее тело из воды, с силой зашвырнул животное на берег. (18)Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлепнулась на мокрый песок. (19)Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой.

(20)Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся своим любимым делом - стал нырять с открытыми глазами. (21) Какое это было упоение! (22) На глубине перед изумленно раскрытыми глазами мальчика возник дивный мир подводного царства. (23)Сквозь толщу воды, увеличенные, как в лупу, были явственно видны разноцветные камешки гравия. (24)Они покрывали дно, как булыжная мостовая. (25)Стебли подводных растений составляли сказочный лес, пронизанный сверху мутно-зелеными лучами солнца, бледного, как месяц.

(26) Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб. (27)Он нес на своих паучьих ногах дутую коробочку спины, покрытую известковыми бородавками моллюсков. (28)Петя ничуть его не испугался. (29)Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. (30)Их надо смело хватать двумя пальцами сверху за спину. (31)Тогда краб никак не сможет ущипнуть. (32)Впрочем, краб не заинтересовал мальчика. (33)Пусть себе ползет, не велика редкость. (34)Гораздо интереснее казались морские коньки. (35)Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей. (36) С точеными мордочками и грудками - ни дать ни взять шахматный конь, но только с хвостиком, закрученным вперед, - они плыли стоймя, прямо на Петю, сверкая перепончатыми плавниками крошечных подводных драконов.

(37)Как видно, они совсем не предполагали, что могут в такой ранний час наткнуться на охотника.

(38)Сердце мальчика забилось от радости. (39)У него в коллекции был всего один морской конек, и то какой-то сморщенный, трухлявый. (40)А эти были крупные, красивые, один в одного. (41)Было бы безумием пропустить такой исключительный случай. (42)Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. (43)Но вдруг он увидел на обрыве отца. (44)Отец размахивал соломенной шляпой и что-то кричал. (45)Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело и стал взбираться наверх.

(По В.Катаеву)

ЗАДАНИЯ ПО ТЕКСТУ:

1. Озаглавьте текст.

2. Определите тип речи текста.

3. Передайте содержание текста при предложений.

4. Как вы понимаете значение слова «мель» в предложении №3?

5. Найдите эпитеты в предложении № 36.

6. Замените слово «атласным» (предложение №2) стилистически нейтральным синонимом.

7. Укажите, какую метафору использует автор текста в предложении №7, изображая рака-отшельника.

8. В предложениях № 9-19 найдите и укажите пример использования сравнения.

9. При каких слов автор текста передает восторг Пети? Запишите эти слова.

10. Сформулируйте основную мысль текста.

ник3742 ник3742    2   13.05.2020 10:14    16

Ответы
RassvetZaGorami RassvetZaGorami  14.10.2020 16:02

1. Петя и море.

2. Текст художественный.

3. Купаясь в море, Петя испытывает радость и восторг от прохладной воды.  Доплыв до мели, он рассматривает морских обитателей, ныряет с открытыми глазами, охотится за морским коньком. Но вдруг он видит на обрыве отца, который машет ему шляпой, и выходит на берег.

4. Мель - это такое место, где море неглубокое.

5. Эпитеты: с точеными мордочками и грудками; перепончатыми плавниками; крошечных драконов.

6. атласным - гладким

7. крошечные кувшинчики

8. медуза висела прозрачным абажуром; закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, подобно краям парашюта; ядовитой кайме, обжигающей, как крапива; Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой.

9. тотчас забыл все на свете; Петя испустил вопль восторга; Какое это было упоение! Сердце мальчика забилось от радости.

10. Море дарит человеку огромную радость, восхищение, вызывает у него восторг и удивление.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература