1. Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Беседа по вопросам. Работа с текстом. Каков же образ Сечи в повести Гоголя? Снова обратимся к тексту. (глава 3)
Какая картина предстала перед глазам путников, приблизившихся к Запорожской
Сеч(эпизод "Запорожец на дороге")
Что ещё видят казаки, что привлекает их внимание? (эпизод "Поселение казаков")
В каких словах мы чувствуем отношение автора к Запорожской Сечи? Какое чувство
вкладывается в эти слова? (душевная воля, вся Сечь представляла необыкновенное
явление).
2. Боевое товарищество казаков. Работа в группах.
Заполним таблицу тезисами из текста (по три примера)
Занятия казаков Взаимоотношения казаков
3. Сопоставление Остапа и Андрия. Работа в группах.
Пересказ 5 главы повести. Выписка тезисов.
4. Рефлексия.
А теперь давайте подведем итог. Вспомнив все сказанное, расскажите, какие ассоциации
возникают у вас, когда произносят словосочетание Запорожская Сечь. Конечно, в Запорожской Сечи
многое привлекает: товарищество казаков, их патриотизм, политическое устройство, при котором у
всех равные права, своеобразный быт казаков, народное творчество, но до сих пор существуют
споры, неоднозначные оценки образа жизни казачества. Кто-то называет их сборищем
безнравственных гуляк на воровство, разбой. Кто-то восхищается их законами считая, что
это показатель высокой морали, а кто-то считает, что такие законы действуют до тех пор, пока есть
страх наказания. В этом случае речь уже не может идти о высоконравственных людях.