1. Какая черта личности Марии Нарышкиной является, по вашему мнению, главной? 2. Какие слова, эпизоды ярче других раскрывают понимание Марией смысла жизни?
3. Почему Мария решила что, «в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю»? Как вы понимаете следующие слова: «Пустыня – будущий мир…»?
4. Прочитайте диалог Марии с вождем кочевников. Почему Мария «втайне подумала, что вождь умен…»?
5. Какова, по-вашему, главная мысль рассказа «Песчаная учительница»? Определите тему, идейно-художественное содержание рассказа
2. В рассказе есть несколько эпизодов, которые ярко раскрывают понимание Марией смысла жизни. Один из таких моментов - это ее встреча с пожилой женщиной, которая прожила на пустыне всю свою жизнь и рассказала Марии о своем опыте и мудрости. Еще один эпизод - это разговор Марии с вождем кочевников, которому она объясняет свои идеи и видение будущего. Оба эти момента помогают Марии осознать важность и ценность каждой жизни.
3. Мария решила сделать борьбу с песками и искусство превращать пустыню в живую землю главным предметом обучения, потому что она видит в этом возможность изменить мир. Когда она говорит, что "пустыня - будущий мир", она имеет в виду, что если люди научатся справляться с трудностями пустыни, то они смогут преобразить и улучшить свою жизнь и общество в целом.
4. Когда Мария говорит, что вождь умен, она имеет в виду, что он понимает ее идеи и видение будущего. Они вместе обсуждают преимущества борьбы с песками и преобразования пустыни. Мария видит, что вождь не только слушает ее, но и способен сообразить свои мысли и вносить свой вклад в идеи Марии.
5. Главная мысль рассказа "Песчаная учительница" заключается в том, что любая трудность или преграда может быть преодолена, если у человека есть вера в себя и стремление к перемене. Мария Нарышкина демонстрирует, что даже в самой непригодной для жизни среде, как пустыня, можно найти возможности для развития и улучшения. Темой рассказа является борьба человека с неблагоприятными условиями и поиск смысла жизни, а идейно-художественное содержание рассказа основано на развитии главной героини и ее способности вдохновлять и изменять мир вокруг нее.