1. К каким результатам привели революционные события эпохи? 2. На что было направлено пристальное внимание писателей в это
противоречивое время?
3. Какова основная тема в творчестве М.Шолохова и конкретно в
«Донских рассказах»?
4. Какие изменения произошли в мировоззрении поэтов А.Блока и
С.Есенина в эпоху социальных катаклизмов?
5. Какое значение имеют эти произведения для наших современников?
Война — это большая беда для любого человека. В это время люди забывали о личных проблемах и обидах, объединялись, делали все для победы над врагом. Находились во все времена предатели и трусы. Войны эти называли отечественными, когда люди боролись за свою независимость; мировыми, когда боролся друг с другом почти весь мир. Россия войну — Гражданскую, между гражданами одного государства. Она сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, совершенно близких и родных людей. Шолохов пришел в литературу с яркими суровыми произведениями о Гражданской войне. Он описал полную и всестороннюю картину казачьего быта. Страницы «Донских рассказов» пропитаны кровью самых близких родственников. Если для старших священны традиции и вековой уклад, то молодые пытаются все это уничтожить. Такими представлены Федор («Бахчевник»), мечтающий о всеобщем равенстве, бедный пастух Григорий («Пастух»). В «Донских рассказах» показан классово-социальный конфликт. Другой мотив – конфликт внутри одной семьи, смертельное столкновение ближайших родственников. В рассказе «Червоточина» младший сын Степан пошел против веры отцов. Отец почувствовал, что сын стал чужим. У Степана тоже не осталось ни жалости, ни любви к отцу. Такая ненависть приводит только к трагедии – отец убивает младшего сына, втянув в это старшего. Другой отец, из рассказа “Семейный человек”, своими руками убил двух своих сыновей, но не из-за ненависти, он очень любил их обоих, но ценой их жизни он старался жизни еще семерых своих детей. Старшие сыновья, Данила и Иван, ушли к красным и попали в плен к своим же казакам. Отцу было предложено самому расправиться с ними и тем самым доказать свою преданность казачеству. Он мог бы отказаться, но где была гарантия, что его не убьют вместе с ними, а семеро малых детей пропадут. Как расценивать его поступок? Зверь? Трус, предатель? Или, наоборот, человек, обладающий огромной внутренней силой? Не каждый может взять на себя такое — до конца жизни носить в себе огромную душевную боль. Он сам себе судья. Он день и ночь работает, чтобы вырастить детей, и горько слышать ему упреки дочери. Он остается не понятым своими детьми, теми, из-за которых он пошел на это. Шолохов в ряде рассказов показал суровую классовую борьбу. Большие страдания выпали на долю матерей. Как можно было объяснить матери, что один сын ее друг, а другой – враг? В войну были вовлечены люди, убежденные в своей правоте, и люди, случайно попавшие в силу тех или иных. В белой армии офицеры сознательно воевали за Россию, которая была. В Красной армии воевали за будущую Россию, за светлое будущее, которое они рисовали в своем воображении. Простые солдаты воевали за то, в чем их убеждали: белые – за царя и Отечества, против большевиков, красные – за землю и равенство. Рассказы Шолохова очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. Писатель через эти рассказы заставляет нас задуматься о смысле жизни, о смысле войны, о современной жизни. Донские рассказы дают нам важнейший урок – нельзя забывать историю. Самое главное – стараться быть и остаться человеком даже в самых страшных и тяжелых жизненных обстоятельствах.
Объяснение: