(1)И все-таки был художник, сопровождавший Пушкина в его скитаниях, разделявший с ним его «блуждающую судьбу», — всюду, где ни оказывался поэт; художник, жадным взглядом всматриваясь в меняющиеся черты пушкинского облика, спешил закрепить их на бумаге. (2)Этот художник — сам Пушкин.
(3)После окончания лицея в 1817 году поэт стал готовить для печати сборник своих стихов. (4)Приблизительно к этому же времени относят исследователи и один из первых автопортретов поэта, так называемый «портрет в круге». (5)Автопортрет разительно не похож на все изображения, которые были тогда в моде и прилагались обычно к томикам стихов и поэм. (6)Весьма далек автопортрет и от гравированного Гейтманом. (7)Не оставляет мысль, что уже тогда Пушкин подчеркнуто хотел предстать перед публикой самим собой, а не походить на расхожие стереотипы; хотел чтоб увидели его Пушкиным, а не Байроном.
(8)Пушкин великолепно знал свое лицо, в автопортретах схвачены и переданы самые разные оттенки его душевного состояния. (9)Конечно, не всегда он изображал себя таким, каким видел, когда брался за перо или карандаш. (10)Есть портреты воспоминания: на них он представляет себя в юности. (11)Есть портреты, где он старается как бы заглянуть вперед, представив облик своей старости. (12)Есть шутливые, смешные изображения.
(13)Очень важно знать, в каком месте пушкинской рукописи находится автопортрет. (14)Рисунки, находящиеся в пушкинских рукописях, не сами по себе: они как бы часть творческой работы поэта. (15)Нередко одни и те же раздумья рождают поэтическую строку и портрет на полях.
Задание:
1. Определите и запишите основную мысль текста.
2. Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.
3. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «жадным взглядом» из предложения 1. Запишите ответ.
4. В предложениях 13−15 найдите слово с лексическим значением «черновики литературных произведений либо их образцы, написанные автором от руки». Выпишите это слово.
5. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи (управление, согласование, примыкание)
1) Брался за перо
2) Важно знать
3) Находится автопортрет
4) Расхожие стереотипы
6. Из предложения 15 выпишите грамматическую основу.
7. Определите тип односоставного предложения, которое находится в составе сложного предложения 13. Запишите ответ.
8. Среди предложений 9−12 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
9. Среди предложений 13−15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
10. Среди предложений 1−3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
11. Среди предложений 8−12 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
[ подлежащее сказуемое], [сказуемое подлежащее].
Выпишите номер этого предложения.