(1) Эмиль Гилельс был на гастролях в Вологде и, знакомясь с достопримечательностями города, осматривал Софийский собор, что стоит на Соборной горке, красуется по-над Вологдой-рекой и в ясную погоду куполами отражается в ней.
(2) Строили собор во времена Ивана Грозного, и вышел с ним будто бы казус совершенно неожиданный и негаданный. (3) Во время осмотра и перед освящением его на Ивана Грозного, царя суеверного и подозрительного, обрушился сверху изрядный пласт штукатурки.
(4) Царь сразу же из Вологды уехал и по этой или по какой другой причине дивной красоты и благолепия собор Святой Софии остался холодным.
(5) Даже в середине лета в огромном соборе студено и гулко. (6) И вот ходит знаменитый маэстро по храму, дивуется на фрески, писанные будто бы учениками самого Дионисия или даже под его руководством, и все потирает да прячет руки, отыскивая им теплое место. (7) Забудется, засмотрится, затаив дыхание, на творения дивных мастеров и опять начинает руками суетиться — то под мышками их зажмет, то в карманы спрячет, а все нет грева. (8) Сопутники его из музыкантов, из местных интеллектуалов не обращают внимания на неладность, происходящую с гостем, а вот старушка, березовой метлой и сторожбой кормившаяся подле храма, заметила.
— (9) Поце, милый, рукам место ищошь? (10) Мерьзнут?
— (11) Мерзнут, бабушка, мерзнут. (12) А мне вечером играть. (13) Нельзя руки остужать.
— (14) Дак вот возьми мои рукавички. (15) Возьми, возьми, болезнай. (16) Оне хоть и в латках, но чистые — я их кажну неделю мою.
(17) Гость охотно подставил руки, бабушка надела рукавички, согретые своими руками, на бесценные руки пианиста, и маэстро ожил, повеселел, долго еще оставался в Софийском соборе — там есть чего смотреть, говорят, одних фресок около пяти тысяч метров.
(18) Уходя из собора, Гилельс вернул бабушке рукавички и, приложив ладонь к левой части груди, поклонился ей легко и элегантно, как это умел делать только он, без заискивания и ужимок:
— (19) Благодарю вас, родимая! (20) Вы очень, очень мне Этот случай мне рассказала работница и заботница вологодского музея Ирина Александровна Пятницкая. (22) Недавно ее не стало, и Эмиля Гилельса уже нет, давно уж нет на свете и бабушки-привратницы — помянем же их добрым словом и пожелаем всем Царствия Небесного — каждый из них умел делать добро на своем месте и служил ему в меру своих сил.
Виктор Астафьев – выдающийся русский писатель, автор романов «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Пастух и пастушка» и других найти цитаты в этом тексты и добавить комментарий к ним. Нужно 2 примера. И затем объединить их.
Пример 1:
"Даже в середине лета в огромном соборе студено и гулко."
Комментарий:
Автор, Виктор Астафьев, использует описание, чтобы передать атмосферу холода и пустоты внутри Софийского собора. Он использовал слова "студено и гулко", чтобы показать, что даже в теплое время года, когда на улице тепло и солнечно, внутри собора ощущается холод и тишина. Такое описание создает яркую картину в уме читателя и помогает передать настроение и обстановку внутри собора.
Пример 2:
"Забудется, засмотрится, затаив дыхание, на творения дивных мастеров и опять начинает руками суетиться — то под мышками их зажмет, то в карманы спрячет, а все нет грева."
Комментарий:
Автор описывает поведение маэстро, Эмиля Гилельса, внутри Софийского собора. Он забывается и засматривается на произведения искусства, потом начинает суетиться руками, ища грева. Такие действия показывают, что Гилельсу холодно внутри собора, и он пытается найти способы согреться. Такое описание помогает передать ощущение холода и неуюта внутри собора, а также показывает, что это ощущение влияет на самого Гилельса.
Теперь, объединив эти два примера, можно сделать вывод, что автор, Виктор Астафьев, использовал описание атмосферы внутри Софийского собора, чтобы передать ощущение холода и пустоты, а также показать, как этот холод влияет на посетителей, в том числе на музыканта Эмиля Гилельса. Это помогает создать яркую картину в уме читателя и передать особенности этого места.