1)Что можно сказать о герое-рассказчике? Как вы представляете себе его внешность, характер?
2. Как характеризует мальчика рассказ о "прянике конем"?
3. Расскажите о семье дяди Левонтия. Как описание дома характеризует его
обитателей?
4. Как вы можете объяснить, почему маленького Витю неудержимо тянуло
в этот дом? Что особенно привлекало его в семье Левонтия?
5. Перечитайте эпизод с ягодами в лесу. Сравните поведение Саньки и героя-
рассказчика в этой ситуации.
6. Что заставило Витю вытряхнуть ягоды на траву и предложить всем съесть
собранную им землянику?
ответ:Санькой руководила зависть.
Многие из людей устроены так, что их раздражают те, кто на них не похож, кто пытается поступать по-своему.
Герой, прилежно собирающий ягоды, - прямой укор “левонтьевской орде”, пример того, что можно по-другому относиться к жизни и к своим обязанностям. Отмечаем злорадство в реплике главного “провокатора”: “Задаст тебе Катерина Петровна! Задаст! ” - заржал Санька”. Обычно в такой ситуации люди, подобные Саньке, стараются доказать тем или другим своё превосходство или заставить человека, выбивающегося из общего ряда, делать, как все, и для этого порой применяются провокационные методы, подобные санькиному.
Рано или поздно каждый рискует попасть в похожую историю, и надо научиться противостоять “провокаторам”.
Как выпутаться? Что можно ответить Саньке, чтобы изменить ход событий?
Рассматриваются, например, такие варианты. Можно спокойно сказать: “Да, испугался бабушки Катерины Петровны, да, жадина, и буду дальше собирать ягоды”. Увидев, что его оружие не действует, враг успокоится или будет искать другие
Можно ответить “А тебе-то какое дело! Хочу и собираю. Я к вам не лезу, и вы мне не мешайте. ” Ещё один вариант: “А вам что, завидно, что ли? ” ? и т. д. После того, как ответы иссякли, пытаемся выяснить, какой из ответов был лучшим, и приходим к выводу, что это зависит от характера человека, но самое главное в такой ситуации - не чувствовать себя ущемлённым и не пытаться доказать свою храбрость и независимость, так как именно этого и добиваются “провокаторы”.
Подумаем о настроении героя при возвращении, о коварном совете Саньки, чувстве вины, которое мучило героя, о том, как долго после приезда бабушки не возвращался герой домой, как утром, стыдясь взглянуть бабушке в глаза, делал вид, что спит, как мучался раскаянием.
Приходим к выводу, что наказание состоит не только и не столько в упрёках бабушки, сколько в муках совести и чувстве вины, которые испытывает герой.
Удалось ли Саньке выучить своей грамоте героя рассказа?
“Нет! ” – отвечают ребята. “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду! ” – восклицает герой рассказа, прерывая череду обманов и отказываясь инсценировать исчезновение.
Почему же герой не последовал совету Саньки? Может, Санька неправильно предсказал поведение бабушки?
Поведение бабушки, скорее всего, было предсказано верно, но герой уже понял свои ошибки, раскаялся в них, он любит свою суровую бабушку, и ему жаль огорчать её ещё сильнее.
Можно ли “левонтьевских ребятишек” назвать настоящими друзьями?
А это уже серьезный вопрос… Друзья нас учат, и порой через такие вот искусы и испытания.
Этот же самый Санька в свое время станет настоящим защитником своей семьи, страны… и погибнет на фронт