1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
 Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
 Тема стихотворения:
 - пейзаж;
 - общественно-политическая;
 - любовная/интимная;
 - философская.
 Сюжет:
 - есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
 - без сюжета: образы чувств (...).
 4. Художественные средства, с которых созданы эти образы:
 Какую лексику использует автор:
 - бытовую, повседневную
 - литературную, книжную
 - публицистическую
 - архаизмы, устаревшие слова
 5. Композиция лирического произведения.
 Необходимо:
 - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
 - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
 - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
 - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
 - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
 Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
 Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
 Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
 Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
 Композиция: размер, рифма, ритм.
 Размер:
 акцентный стих;
 _ _' _ амфибрахий;
 _ _ _' анапест;
 верлибр (свободный или белый стих);
 '_ _ _ дактиль;
 дольник;
 '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
 _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
 Рифма:
 аабб - парная;
 абаб - перекрёстная;
 абба - кольцевая.
 анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
 переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
 6. Поэтическая лексика.
 Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
 - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
 - определить своеобразие и активность использования тропов.
 Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
 - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
 - гипербола - художественное преувеличение;
 - ирония - скрытая насмешка;
 - литота - художественное преуменьшение;
 - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
 - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
 - паралеллизм;
 - сравнение;
 - эпитет - художественное определение.
 7. Стилистические фигуры:
 Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
 - антитеза/противопоставление;
 - градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
 - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
 - повторы/рефрен;
 - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
 - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
 8. Поэтическая фонетика:
 Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
 - аллитерация - повторение одинаковых согласных;
 - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
 - ассонанс - повторение гласных;
 - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
 9. Образ лирического героя, авторское "Я".
 - сам автор,
 - рассказ от лица персонажа,
 - автор играет какую-то роль.
 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет и т.д.