Влияние одноименного иона на степень диссоциации слабых электролитов
Опыт 1. В две конические пробирки поместить по 2-3 капли
разбавленной уксусной кислоты и добавить по одной капле индикатора
раствора метилового оранжевого.
Одну пробирку оставить для сравнения, а в другую внести
микрошпателем несколько кристаллов ацетата натрия и хорошо перемешать.
Сравнить окраску растворов в обеих пробирках и объяснить ее изменение,
пользуясь выражением константы диссоциации уксусной кислоты . Что надо
добавить к раствору слабой кислоты, чтобы сместить равновесие в сторону
образования малодиссоциированных молекул?
Записать и объяснить наблюдаемые явления. Написать молекулярные и
ионные уравнения реакций.
Опыт 2. Взять в две пробирки по 2 - 3 капли раствора аммиака и
добавить по одной капли раствора фенолфталеина.
В одну пробирку внести микрошпателем несколько кристаллов соли
хлорида аммония и хорошо взболтать. Объяснить изменение окраски
раствора при введении соли хлорида аммония. Что надо добавить к раствору
слабого основания, чтобы сместить равновесие в сторону
малодиссоциированных молекул?
Записать и объяснить наблюдаемые явления. Написать молекулярные и
ионные уравнения реакций.
В данном опыте мы исследуем влияние одноименного иона (указанного в вопросе как ацетат-ион, CH3COO-) на степень диссоциации слабых электролитов, в данном случае уксусной кислоты (CH3COOH).
Принцип этого опыта заключается в том, что добавление ацетата натрия (CH3COONa) к раствору уксусной кислоты должно сместить равновесие диссоциации кислоты в сторону образования большего количества диссоциированных ионов.
Шаги опыта:
1) Возьмите две конические пробирки.
2) В каждую пробирку поместите по 2-3 капли разбавленной уксусной кислоты.
3) В обе пробирки добавьте по одной капле индикатора раствора метилового оранжевого (он изменяет окраску в зависимости от pH).
4) Одну пробирку оставьте для сравнения, а в другую пробирку внесите микрошпателем несколько кристаллов ацетата натрия и хорошо перемешайте.
5) Сравните окраску растворов в обеих пробирках и объясните ее изменение, пользуясь выражением константы диссоциации уксусной кислоты.
Объяснение:
- В первой пробирке с уксусной кислотой и без добавления ацетата натрия (NaCH3COO) окраска раствора должна быть желтой или оранжевой, так как метиловый оранжевый - индикатор, переходящий в щелочную среду.
- Во второй пробирке с уксусной кислотой, добавленным ацетатом натрия и перемешанным раствором, окраска раствора должна остаться практически без изменений, так как в растворе присутствует большее количество диссоциированных ионов и среда остается слабокислотной.
Обоснование:
Уксусная кислота может диссоциировать по следующей реакции:
CH3COOH (уксусная кислота) ⇌ CH3COO- (ацетат-ион) + H+ (водородный ион)
Добавление ацетата натрия ослабляет концентрацию H+ ионов, тем самым смещая равновесие в сторону диссоциации уксусной кислоты.
Молекулярное уравнение реакции:
CH3COOH + CH3COONa → CH3COONa + CH3COO- + H+
Ионное уравнение реакции:
CH3COOH + CH3COONa → Na+ + CH3COO- + H+
Таким образом, добавление ацетата натрия к раствору слабой кислоты (уксусной кислоты) смещает равновесие в сторону образования большего количества диссоциированных молекул.
Опыт 2:
В данном опыте мы исследуем влияние одноименного иона (указанного в вопросе как ион аммония NH4+) на степень диссоциации слабых электролитов, в данном случае аммиака (NH3).
Принцип этого опыта заключается в том, что добавление хлорида аммония (NH4Cl) к раствору аммиака (NH3) должно сместить равновесие диссоциации в сторону образования большего количества диссоциированных ионов.
Шаги опыта:
1) Возьмите две пробирки.
2) В каждую пробирку поместите по 2-3 капли раствора аммиака.
3) В обе пробирки добавьте по одной капле раствора фенолфталеина (он изменяет окраску в зависимости от pH).
4) В одну пробирку внесите микрошпателем несколько кристаллов соли хлорида аммония (NH4Cl) и хорошо взболтайте.
5) Объясните изменение окраски раствора во второй пробирке при введении соли хлорида аммония и определите, что надо добавить к раствору слабого основания (аммиака), чтобы сместить равновесие в сторону малодиссоциированных молекул.
Объяснение:
- В первой пробирке с раствором аммиака и без добавления соли хлорида аммония окраска раствора должна быть безцветной или слегка розоватой, так как фенолфталеин обычно окрашивается в розовый цвет в щелочной среде.
- Во второй пробирке с раствором аммиака, добавленной солью хлорида аммония и перемешанным раствором, окраска раствора должна стать розовой, так как смещается равновесие в сторону образования иона NH4+, который образуется в результате диссоциации соли хлорида аммония в растворе.
Обоснование:
Аммиак может диссоциировать по следующей реакции:
NH3 (аммиак) + H2O ⇌ NH4+ (ион аммония) + OH- (гидроксидный ион)
Добавление соли хлорида аммония ослабляет концентрацию OH- ионов, тем самым смещая равновесие в сторону диссоциации аммиака.
Молекулярное уравнение реакции:
NH3 + NH4Cl → NH4Cl + NH4+ + OH-
Ионное уравнение реакции:
NH3 + NH4Cl → NH4+ + Cl- + NH4+ + OH-
Таким образом, добавление соли хлорида аммония к раствору слабого основания (аммиака) смещает равновесие в сторону образования большего количества диссоциированных молекул.