Практическая работа № 1. Реакции ионного обмена в растворах электролитов Цель: закрепить знания о реакциях ионного обмена и условиях их протекания; усовершенствовать умение записывать уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах; развивать навыки соблюдать правила безопасности при проведении химических опытов, описывать опыты, делать выводы. Ожидаемые результаты: ученики должны знать особенности и условия протекания реакций ионного обмена; учащиеся должны уметь составлять ионные уравнения; ученики должны предусматривать возможность протекания реакций в растворах; учащиеся должны соблюдать правила безопасности при пользовании химической посудой и реактивами; учащиеся должны уметь оформлять результаты практической работы. Базовые понятия и термины: раствор, растворенное вещество, электролиты, неэлектролиты, ионы, катионы, анионы, реакции ионного обмена, ионные уравнения, сильные и слабые электролиты. 1. Выполните реакции между веществами, в том числе в водных растворах. Напишите уравнения реакций и укажите полное и сокращенное ионные формы. а) натрий гидроксидом и ферум(ІІІ) хлоридом; б) цинк сульфатом и калий гидроксидом; в) натрий карбонатом и азотной кислотой; 2. Добудьте алюминий гидроксид и нейтрализует его серной кислотой. Составьте необходимые уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах. 3. Выполните реакции, соответствующие таким сокращенным ионным уравнениям, укажите полную ионную и молекулярную форму: а) Са2+ + CO3 2- → СаСО3↓ б) Fe2+ + 2ОН-→ Fe(OH)2↓ в) 3Cu2+ + 2РО4 3- → Сu3(РО4)2↓ Сделайте вывод к практической работе об условиях протекания реакций.