Абу Насыр аль-Фараби – крупный ученый средневекового Востока, философ, математик, а также теоретик музыки. Он написал комментарии к трудам Аристотеля и Платона, за что получил прозвище «Второй учитель». Предполагается, что аль-Фараби был основателем Отрарской библиотеки.
Абу Насыр Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби родился в 870 г., по другим данным, в 872 г. в городе Отрар на берегу реки Арысь, где ее воды входят в Сырдарью. Сейчас это территория относится к Шаульдерскому району Южно-Казахстанской области. Арабы называли Отрар Фарабом, поэтому имя ученого переводится как Абу Насыр из Фараба. Ученый жил в период расцвета эпохи Ренессанса. Его точную этническую принадлежность установить пока не удалось. Считается, что он происходил от среднеазиатских тюрков.
Предполагают, что первоначально аль-Фараби обучался на родине. Затем он побывал во многих городах Востока - Бухара, Мерв, Хорран, Исфахан, Рей (Тегеран), Багдад, Дамаск, а также Александрия и Каир. Известно, что многие годы он прожил в Багдаде, который на тот момент был столицей арабского халифата, во времена правления халифа ал-Муктадира (908-932 г.), и Халебе (Алеппо). Аль-Фараби изучал медицину, психологию, логику, греческий язык. Его также интересовали математика, астрономия, философия, право, теория музыки и другие отрасли науки. Им были созданы 160 трактатов. В числе его трудов работы «О необходимости искусства химии», «Книга высоких рассуждений об элементах науки физики», «Об органах животных», «Об органах человека», «Руководство по геометрическим построениям», «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звезд», «Книга об искусстве письма», «Книга о риторике», «Большая книга о музыке» и многие другие.
Переводчики Багдада в то время работали над трудами Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида и Птолемея. Вместе с тем они изучали научные достижения Индии. Аль-Фараби также получил доступ ко «Второй аналитике» Аристотеля и другим трудам ученых. Он внес весомый вклад в науку логики, которую разработал великий мыслитель. За комментарии к трудам греческих ученых ему присвоили звание «Второго учителя» («Муаллим ассана») после Аристотеля.
В 941 г., будучи известным ученым, аль-Фараби отправился в Шам (Дамаск), где прожил оставшуюся жизнь. В литературе имеются рассказы, что поначалу жить в городе философу было нелегко. Ему пришлось работать сторожем в саду, а по ночам писать трактаты при свечах. Тем не менее, известно, что ученый обрел покровителя
в лице халебского правителя Сайф ад-Даула Али Хамдани, который поощрял науку и искусство. Однако во дворец Халеба аль-Фараби все же переезжать не стал. В 950 г. он побывал в Египте. В 80 лет в 951 г. ученый скончался, его похоронили в Шаме.
Как философ аль-Фараби стал основоположником арабоязычного перипатетизма, которому были близки идеи аристотелизма и неоплатонизма. Необычные взгляды аль-Фараби при этом вступали в противоречие с общественным мнением. К трудам восточного философа в этой области относятся «Трактат о сущности души», «Слово о субстанции», «Существо вопросов», «Книга о законах», «Книга о постоянстве движения вселенной», «О смысле разума», «Книга введения в логику», «Книга доказательства», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» и многие другие.
В своих работах аль-Фараби объединял достижения арабской, греческой, индийской, персидской и тюркской культур. В честь него назван университет Казахстана – КазНУ в Алматы и Шымкентский педагогический институт культуры в Шымкенте. Памятники восточному философу имеются в Алматы и Туркестане. Улицы, названные в честь него, есть во многих городах Казахстана.
Абу Насыр аль-Фараби – крупный ученый средневекового Востока, философ, математик, а также теоретик музыки. Он написал комментарии к трудам Аристотеля и Платона, за что получил прозвище «Второй учитель». Предполагается, что аль-Фараби был основателем Отрарской библиотеки.
Абу Насыр Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби родился в 870 г., по другим данным, в 872 г. в городе Отрар на берегу реки Арысь, где ее воды входят в Сырдарью. Сейчас это территория относится к Шаульдерскому району Южно-Казахстанской области. Арабы называли Отрар Фарабом, поэтому имя ученого переводится как Абу Насыр из Фараба. Ученый жил в период расцвета эпохи Ренессанса. Его точную этническую принадлежность установить пока не удалось. Считается, что он происходил от среднеазиатских тюрков.
Предполагают, что первоначально аль-Фараби обучался на родине. Затем он побывал во многих городах Востока - Бухара, Мерв, Хорран, Исфахан, Рей (Тегеран), Багдад, Дамаск, а также Александрия и Каир. Известно, что многие годы он прожил в Багдаде, который на тот момент был столицей арабского халифата, во времена правления халифа ал-Муктадира (908-932 г.), и Халебе (Алеппо). Аль-Фараби изучал медицину, психологию, логику, греческий язык. Его также интересовали математика, астрономия, философия, право, теория музыки и другие отрасли науки. Им были созданы 160 трактатов. В числе его трудов работы «О необходимости искусства химии», «Книга высоких рассуждений об элементах науки физики», «Об органах животных», «Об органах человека», «Руководство по геометрическим построениям», «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звезд», «Книга об искусстве письма», «Книга о риторике», «Большая книга о музыке» и многие другие.
Переводчики Багдада в то время работали над трудами Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида и Птолемея. Вместе с тем они изучали научные достижения Индии. Аль-Фараби также получил доступ ко «Второй аналитике» Аристотеля и другим трудам ученых. Он внес весомый вклад в науку логики, которую разработал великий мыслитель. За комментарии к трудам греческих ученых ему присвоили звание «Второго учителя» («Муаллим ассана») после Аристотеля.
В 941 г., будучи известным ученым, аль-Фараби отправился в Шам (Дамаск), где прожил оставшуюся жизнь. В литературе имеются рассказы, что поначалу жить в городе философу было нелегко. Ему пришлось работать сторожем в саду, а по ночам писать трактаты при свечах. Тем не менее, известно, что ученый обрел покровителя
в лице халебского правителя Сайф ад-Даула Али Хамдани, который поощрял науку и искусство. Однако во дворец Халеба аль-Фараби все же переезжать не стал. В 950 г. он побывал в Египте. В 80 лет в 951 г. ученый скончался, его похоронили в Шаме.
Как философ аль-Фараби стал основоположником арабоязычного перипатетизма, которому были близки идеи аристотелизма и неоплатонизма. Необычные взгляды аль-Фараби при этом вступали в противоречие с общественным мнением. К трудам восточного философа в этой области относятся «Трактат о сущности души», «Слово о субстанции», «Существо вопросов», «Книга о законах», «Книга о постоянстве движения вселенной», «О смысле разума», «Книга введения в логику», «Книга доказательства», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» и многие другие.
В своих работах аль-Фараби объединял достижения арабской, греческой, индийской, персидской и тюркской культур. В честь него назван университет Казахстана – КазНУ в Алматы и Шымкентский педагогический институт культуры в Шымкенте. Памятники восточному философу имеются в Алматы и Туркестане. Улицы, названные в честь него, есть во многих городах Казахстана.