А1. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.
Матка кормится пчелиным молочком самостоятельно.
В малых количествах пчелиный яд – ценное лекарство.
Пчёлы производят мёда больше, чем нужно им самим.
Пчёлы – это дикие животные, которые атакуют человека.
А2. Назови основную тему текста.
Лечебные свойства пчелиного мёда и пыльцы.
Участие пчёл в повышении урожайности.
Распределение обязанностей среди рабочих пчёл.
Пчёлы – трудолюбивые общественные насекомые.
А3. Какова главная мысль текста?
Приручив пчёл, человек продолжает познавать их поведение.
Старая и новая пчелиная матка не могут жить в одной семье.
Легко жить без забот и хлопот как трутень.
Нападение пчелиного роя опасно для человека.
А4. Чтобы принести 1 кг мёда, пчеле нужно
летать со скоростью шесть с половиной километров в час
«налетать» расстояние, равное примерно 300 тысячам километров
посетить примерно 7 тысяч цветущих растений
пролететь расстояние, намного большее, чем расстояние от Земли до Луны
А5. Почему пчела, вернувшись к улью, «танцует»?
радуется возвращению домой
хвастается перед другими собранным количеством нектара
предупреждает о приближении человека
сообщает о найденных ею медоносных местах
А6. Что из перечисленного делают только рабочие пчёлы?
Выберите два верных элемента ответа из перечня:
А) Откладывают яички
Б) сторожат вход в улей
В) едят много мёда
Г) «ухаживают» за маткой
Укажи верный ответ.
1) АБ 2) БВ 3) БГ 4)АВ
А7. В какую из книг надо поместить этот текст?
Поучительные истории
Детская энциклопедия
Рассказы о дружбе
Толковый словарь
В1. Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.
А. Пчелиная матка и трутни.
Б. Приручение пчёл человеком.
В. Для пчёлам нужен мёд.
Г общения и сигнализации у пчёл.
Д. Труд рабочих пчёл в пчелиной семье.
Е. Как пчёлы собирают нектар и превращают его в мёд..
Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.
1
2
3
4
5
6
В2. Установи соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найди одно верное объяснение его значения из второго столбца.
СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ
1) нахлебник А) ячейка из воска для хранения мёда и кладки
яичек
2) сота Б) специально устроенный домик для содержания
пчёл
3) рой В) тот, кто живёт за чужой счёт
Г) тот, кто радушно и щедро угощает
Д) пчелиная семья
Запиши в таблицу выбранные буквы.
1
2
3
ответы на задания С1, С2 и С3 запиши на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания (С1 И т.д.).
С1. Почему пчёл можно назвать общественными насекомыми?
Назови не менее двух причин.
С2. Перечисли качества и умения рабочих пчёл (не менее двух)? Приведи примеры из текста, подтверждающие это. Для ответа используй таблицу.
Качества
Примеры - подтверждения
1)
1)
2)
2)
С3. Как ты думаешь, можно ли сравнить человека, который много работает, с пчелой? Почему?
Обоснование: В тексте упоминается, что матка пчел может кормиться пчелиным молочком самостоятельно.
Пошаговое решение: Прочитай предложения внимательно и сравни их с содержанием текста. Ответом будет предложение, которое описывает, как кормится матка пчел.
А2. Основная тема текста: "Лечебные свойства пчелиного мёда и пыльцы."
Обоснование: В тексте описываются лечебные свойства пчелиного мёда и пыльцы.
Пошаговое решение: Прочитай предложения, описывающие темы, и выбери ту, которая наиболее полно охватывает содержание всего текста.
А3. Главная мысль текста: "Приручив пчёл, человек продолжает познавать их поведение."
Обоснование: В тексте говорится о том, что приручение пчел помогает человеку лучше познать их поведение.
Пошаговое решение: Прочитай предложения, описывающие главную мысль текста, и выбери ту, которая наиболее полно и точно передает основную идею.
А4. Для принесения 1 кг мёда, пчеле нужно: "пролететь расстояние, намного большее, чем расстояние от Земли до Луны."
Обоснование: В тексте упоминается, что для принесения 1 кг мёда пчеле нужно пролететь расстояние, намного большее, чем расстояние от Земли до Луны.
Пошаговое решение: Прочитай предложения, описывающие необходимые усилия пчел для принесения определенного количества мёда, и выбери тот пункт, который описывает наибольшее усилие пчел.
А5. Пчела, вернувшись к улью, "танцует", чтобы: "сообщает о найденных ею медоносных местах."
Обоснование: В тексте говорится, что пчела "танцует", чтобы сообщить о найденных ею медоносных местах.
Пошаговое решение: Прочитай предложения, описывающие причины "танца" пчелы, и выбери тот, который отражает наиболее точную причину.
А6. Рабочие пчёлы откладывают яйца и сторожат вход: "А) Откладывают яички" и "Б) сторожат вход в улей."
Обоснование: В тексте упоминается, что рабочие пчёлы откладывают яйца и сторожат вход в улей.
Пошаговое решение: Прочитай каждый пункт ответа и сравни его с содержанием текста, выбери два пункта, которые описывают действия только рабочих пчел.
А7. Текст следует поместить в книгу: "Детская энциклопедия."
Обоснование: Данная информация о пчелях и их свойствах более подходит для включения в детскую энциклопедию.
Пошаговое решение: Прочитай каждый вариант и выбери тот, который наиболее соответствует форме и содержанию текста.
В1. План к тексту:
1 - Б. Приручение пчёл человеком.
2 - А. Пчелиная матка и трутни.
3 - Д. Труд рабочих пчёл в пчелиной семье.
4 - Г. Общение и сигнализация у пчёл.
5 - Е. Как пчёлы собирают нектар и превращают его в мёд.
Обоснование: Составь план, который будет логическим продолжением и основой для описания содержания текста.
Пошаговое решение: Последовательно расположи пункты подходящие к тексту в логическом порядке.
В2. Соответствие слов и их толкование:
1 - Д) пчелиная семья.
2 - Б) специально устроенный домик для содержания пчёл.
3 - Г) тот, кто радушно и щедро угощает.
Обоснование: По смыслу предложений, каждое из этих толкований соответствует словам.
Пошаговое решение: Прочитай каждое толкование, затем прочитай каждое слово и выбери его соответствующее толкование.
С1. Пчёл можно назвать общественными насекомыми, потому что:
- Пчёлы живут и работают в колонии (улье).
- У пчёл различные роли и задачи в колонии.
Обоснование: Пчёлы живут и работают вместе, выполняют разные задачи и взаимодействуют друг с другом, что делает их общественными насекомыми.
Пошаговое решение: Прочитай вопрос и дай свой ответ, указав не менее двух причин. Объясни свои ответы, ссылаясь на информацию из текста.
С2. Качества и умения рабочих пчёл:
- Трудолюбие: они работают для блага колонии и производят больше мёда, чем им самим.
- Общение: они используют "танец" для передачи информации о медоносных местах.
Обоснование: В тексте указаны примеры, которые подтверждают, что рабочие пчёлы трудолюбивы и общаются друг с другом.
Пошаговое решение: Прочитай таблицу, в которой приведены качества и умения рабочих пчёл. Заполни таблицу, указывая по одному примеру из текста для каждого качества или умения.
С3. Человека, который много работает, можно сравнить с пчелой, потому что:
- Они оба трудолюбивы и усердны в своей работе.
- Они оба стремятся достичь своих целей и получить результаты.
Обоснование: Как пчела, так и человек, которые много работают, демонстрируют высокую работоспособность и стремление к достижению своих целей.
Пошаговое решение: Прочитай вопрос и дай свой ответ, обосновав его, упоминая как минимум два сходства и объясняя их.
Ответы на задания С1, С2 и С3 сформулируйте на отдельном подписанном листе. Не забудьте указать номер каждой задачи (С1, С2 и т.д.).