Требуется в переводе в i тыс. до н.э. обширную территорию от семиречья и восточного туркестана до причерноморья, от алтайских гор до хорезма заселяли многочисленные племена, носившие общее название «сак». точно определить их число не представляется возможным, известны некоторые их названия по греческим источникам - дай, массагеты, исседоны т.д., по персидским - саки-хаомоварга, саки-тиграхауда, саки-парасогду м, саки- парадарайя.в начале i тыс. до н.э. в степях и горных районах казахстана полукочевое и кочевое скотоводство становится основой, а затем и господствующей формой хозяйства. саки использовали повозки на колёсах, в них они жили и кочевали по степям, в основном же они ездили верхом на лошадях. в обществах ранних кочевников казахстана существовало предание о священных дарах как о символе общественного устройства. таковыми являются генеалогический свод, связанный с именами первопредков таргитая и колаксая, а также о священных дарах, упавших с неба - чаши, секиры, плуга и ярма - олицетворяющих жречество, воинское сословие и производителей, т.е. три основные группы населения.
Сақтар өмірін ат үстінде өткізгенмен, олар көшпелі шаруашылықта және өмір сүру үшін дөңгелегі бар арбаларды пайдаланған.
Ерте заманғы көшпелі халықтардың арасында қоғамның әлеуметтік құрылымының символы ретінде қарастырылған қасиетті сый жөнінде аңыздар өмір сүрген. Онда Тарғытай мен Қолақсай деген арғы ата-бабаның аттарымен байланысты генеалогиялық жүйе мен аспаннан түскен қасиетты сый болып саналған тостаған, балта, соқа және малға кигізетін үзеңгі туралы аңыздар бар. Бұл қасиетті сыйлар, дін қызметкерлерін, әскерилерді және өндірушілер топтарын білдірген.