Оқиық 2. а) Өлеңді мәнерлеп оқы. Түсінгеніңді айтып бер.
Айтқан тілді алмайсың,
Оқуға да бармайсың.
Сөйлеші, қуыршағым,
Неге осындай болғансың?
Ұрыншақсың, сотқарсың,
Қызғаншақсың, жалқаусың,
Сөйлеші, қуыршағым,
Неге осындай болғансың?
Ол мектепке барады,
Ылғи бестік алады.
Жұмсай қалсаң егер де,
Құлыншақтай шабады.
Үйді жинап, жуады,
Құстарға жем шашады.
Шаңын сүртіп бөлменің
Тап-таза қып жинайды.
Н. Дәулеткереева
ә) Өлеңде қандай қасиеттер айтылады? Жақсы және жаман
қасиеттерді ажыратып айт
Первые четыре строки говорят о том, что ты не говоришь правду и не занимаешься учебой. Затем повторяющиеся строки задают вопрос: "Почему ты ведешь себя так?". В последующих строках перечисляются некоторые плохие качества: ты ленитесь и завистлив, неискренний и неразумный.
Затем автор говорит, что это поведение негативно сказывается на тебе. Если ты не ходишь в школу и не получаешь образования, то ты становишься бедным, и тебе будет трудно жить. Если ты останешься дома и будешь бесполезно проводить время, то ты станешь бессилным и слабым.
В последних двух строках автор говорит о том, что твоя образованность поможет тебе стать успешным и добиться прогресса. Она будет защищать тебя, как крылья, и позволит достичь высот в жизни.
Таким образом, в этом стихотворении нас учат, что важно говорить правду и уделять внимание учебе. То, как мы ведем себя и стараемся в достижении успеха, определяет наше будущее.