Научишься составлять план по опорным словам; анализировать содержание небольших произведений фольклора и литературы, определяя тему и основную идею.

Содержание урока : рассказ В.В.Голявкина "Два подарка"

Прочитайте опорные слова и словосочетания: день рождения, подарок, папа, новая ручка, урок, двойка. Как вы думаете, о чем будет рассказ?

Виктор Голявкин. Два подарка

В день рождения папа подарил Алёше ручку с золотым пером. На ручке были выгравированы золотые слова: «Алёше в день рождения от папы».

На другой день Алёша со своей новой ручкой пошёл в школу. Он был очень горд: ведь не у каждого в классе ручка с золотым пером и золотыми буквами! А тут учительница забыла дома свою ручку и попросила на время у ребят. И Алёша первый протянул ей своё сокровище. И при этом подумал: «Мария Николаевна обязательно заметит, какая замечательная у меня ручка, прочтёт надпись и скажет что-нибудь вроде: «Ах, каким красивым почерком написано!» или: «Какая прелесть!» Тогда Алёша скажет: «А вы взгляните на золотое перо, Мария Николаевна, самое настоящее золотое!»

Но учительница не стала разглядывать ручку и ничего такого не сказала. Она спросила урок у Алёши, но он его не выучил. И тогда Мария Николаевна поставила в журнал двойку золотым пером и вернула ручку.

Алёша, растерянно глядя на своё золотое перо, сказал:

— Как же так получается?.. Вот так получается!..

— Ты о чём, Алёша? — не поняла учительница.

— О золотом пере... — сказал Алёша. — Разве можно ставить двойки золотым пером?

— Значит, сегодня у тебя не золотые знания, — сказала учительница.

— Выходит, папа подарил мне ручку, чтобы мне ею двойки ставили? — сказал Алёша. — Вот так номер! Какой же это подарок? Учительница улыбнулась и сказала: — Ручку тебе папа подарил, а сегодняшний подарок ты себе сам сделал.

карточка-нформатор:

выгравировать- ойып жазылған

горд- мақтаныш етті

сокровище- здесь: дорогая вещь

растерянно- сасып, қысылып

Задание 1 работа в группах

1.выпишите из текста словосочетания с прилагательным золотой в прямом в переносном значении

2.объясните смысл последнего предложения

3.вы согласны с мнением учителя?

Схема рассуждения:

І. Тезис (то , что нужно доказать) Слова золотые- имя прилагательное, которое употреблено в переносном значении

ІІ. Доказательства Во- первых,золотой-это многозначное слово.

Во- вторых, его прямое значение -" сделанный из золота".Например, золотая медаль, золотые часы, золотая

монета.

В третьих, переносное значение слова- "отличный", в словосочетании "золотые знания". Поэтому в

предложении оно употреблено в переносном значении.

ІІІ.Вывод Итак, мы доказали, что слово золотой является многозначным ив тексте оно употреблено в переносном значении: "не золотые знания" значит " не отличные", то есть слабые знания.

Выполните упражнение 181 страница 87

упражнение 182 работа с текстом

Домашнее задание составить синквейн к слову день рождения

Ibrolya Ibrolya    2   27.10.2020 11:18    4

Другие вопросы по теме Қазақ тiлi