2- тапсырма . Жазылым өлеңді оқы, сатылай кешенді талдау ( разбор стиховорения) Күз Сұр бұлт түсі суық қаптайды аспан, Күз болып дымқыл тұман жерді басқан. Білмеймін тойғаны ма, тоңғаны ма, Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан?
Жасыл шөп бәйшешек жоқ бұрынғыдай, Жастар күлмес, жүгірмес бала шулай. Қайыршы шал - кемпірдей түсі кетіп, Жапырағынан айрылған ағаш, қурай.
Біреу малма сапсиды салып иін, Салбыраңқы тартыпты жыртық киім. Енесін иіртіп шуда жібін, Жас қатындар жыртылған жамайды үйін.
Өлеңді сатылай – кешенді талдау 1. Тақырып – . . . 2. Авторы – . . . 3. Жанр түрі – . . . 4. Идеясы – . . . 5. Шумақ – . . . 6. Тармақ – . . . 7. Негізгі түйіні, тәрбиелік мәні – . . .
Текст на казахском языке представляет собой стихотворение "Күз" (Первый подход), автор которого не указан. Для разбора этого стихотворения пошагово рассмотрим каждый пункт задания:
1. Тема – Күз (Лето). В данном стихотворении описываются характерные черты летнего времени года.
2. Автор – Информация об авторе стихотворения не указана.
3. Жанр – Стихотворение. Это небольшой литературный текст из поэтических строк, где используются стихотворные приемы.
4. Идея – Из текста стихотворения можно выделить несколько идей:
а) Описание природных явлений лета (синева неба, туман на земле, играющий месяц);
б) Упоминание о старении и изменении природы (зеленые ветки пожелтели, дерево отделилось от корней).
5. Тональность – В стихотворении присутствует некоторая ностальгия и описание разных природных явлений, поэтому тональность может быть меланхоличной и задумчивой.
6. Образы – Выделяются следующие образы:
а) Синева неба и холодные тучи;
б) Пелена дымка, покрывающая землю;
в) Молодые зеленые ветки;
г) Старение дерева и его отделение от корней.
7. Основная идея и воспитательное значение – Основная идея стихотворения "Күз" заключается в описании изменений в природе и преходящости времени. Эта идея может призвать человека задуматься о цикличности природы, о времени, которое проходит, и о том, как важно уважать и сохранять природу.
Данное разжёвывание стихотворения в школе поможет учащимся более глубоко понять заданный текст, понять его идеи и основные жанровые характеристики. Кроме того, разбор стихотворения даст возможность развить навыки анализа литературных произведений, осмыслить тематику и символику прочитанного.
1. Тема – Күз (Лето). В данном стихотворении описываются характерные черты летнего времени года.
2. Автор – Информация об авторе стихотворения не указана.
3. Жанр – Стихотворение. Это небольшой литературный текст из поэтических строк, где используются стихотворные приемы.
4. Идея – Из текста стихотворения можно выделить несколько идей:
а) Описание природных явлений лета (синева неба, туман на земле, играющий месяц);
б) Упоминание о старении и изменении природы (зеленые ветки пожелтели, дерево отделилось от корней).
5. Тональность – В стихотворении присутствует некоторая ностальгия и описание разных природных явлений, поэтому тональность может быть меланхоличной и задумчивой.
6. Образы – Выделяются следующие образы:
а) Синева неба и холодные тучи;
б) Пелена дымка, покрывающая землю;
в) Молодые зеленые ветки;
г) Старение дерева и его отделение от корней.
7. Основная идея и воспитательное значение – Основная идея стихотворения "Күз" заключается в описании изменений в природе и преходящости времени. Эта идея может призвать человека задуматься о цикличности природы, о времени, которое проходит, и о том, как важно уважать и сохранять природу.
Данное разжёвывание стихотворения в школе поможет учащимся более глубоко понять заданный текст, понять его идеи и основные жанровые характеристики. Кроме того, разбор стихотворения даст возможность развить навыки анализа литературных произведений, осмыслить тематику и символику прочитанного.