1 тапсырма. Повторить правила виды местоимения и составить предложения на все виды местоимения ( по одному предложение на каждого) 1. Жіктеу есімдігі (Личные местоимения):
мен, сен, сіз, ол, біз, сендер, сіздер, олар (я, ты, вы, он, мы, вы, они)
Сұрақтары: кім? кімдер? (кто?)
не? нелер? (что?)
(1 и 2 лица относятся только к человеку. А 3 лицо помимо человека относится и к другим предметам. В основном принимают все окончания. При образовании форм притяжательности к личным местоимениям прибавляются суффиксы –нікі-дікі-тікі. В предложении могут быть любым членом предложения. Личные местоимения в предложении могут опускаться, их значение передается с личных окончаний Мен инженер+мін. Инженер+мін ).

2. Сілтеу есімдігі (Указательные местоимения)
бұл, осы, сонау,ол, мына, анау, әне, міне, мінеки т.б. (это, этот, тот и т.д)
Сұрақтары: қай? қайсы? (который?)

(Указывает на положение объекта в пространстве и времени. В значении прилагательного указательные местоимения не принимают никаких окончаний. В значении существительного принимают все окончания. При суффиксов -дай-дей образуются другие формы указательных местоимений. В предложении в основном выполняют роль определения)

3. Сұрау есімдігі (Вопросительные местоимения)
кім? не? неше? қай? қандай? қанша? қалай? қашан?

(Вопросительные местоимения применяются с целью получения ответа. В предложении выполняют роль всех членов предложений. Некоторые местоимения используются повторением).

4. Өздік есімдігі (Возвратное местоимение)
өз, өзім, өзің, өзіңіз, өзі, өзіміз, өздеріңіз
Сұрағы: кім?

(Возвратное местоимение представляет собой одно слово -өз-. В сочетании с другими словами образует форму притяжательности. В основном применяется в притяжательной форме. Падежные и личные окончания прибавляются после притяжательных окончаний. Окончания множественности находятся перед притяжательными окончаниями. Могут быть и удвоенные возвратные местоимения. В предложении выполняют роль всех членов предложений)

5. Белгісіздік есімдігі (Неопределенные местоимения)
бір, біреу, бірдеңе, бірнеше, кейбір, біреу-міреу, қайбір, қайсыбір, әркім, әрне, әрқайсы, әрқалай, әрдайым, әрқашан, әлдекім, әлдене, әрнеше, әрқалай, әлдеқашан т.б.

Сұрақтары: кім? не? қанша? қашан?
қалай? қай? т.б.
(Несут признаки неопределенности предметов, их количества, качества. Бывают производные и непроизводные местоимения. Могут образоваться от личных, вопросительных местоимений или от других частей речи /числ,прилаг, нареч/. В основном образуют формы множественности и падежные формы. В предложении выполняют роль всех членов предложений)

6. Жалпылау есімдігі (Обобщенно-определительные местоимения)
бәрі, бүкіл, барлық, күллі, бүтін, барша, түгел, бар, бүткіл, тегіс т.б.

Сұрақтары: кім? кімдер? не? несі? қанша? қандай? т.б.

(Используются в роли обобщения. Бывают непроизводные и производные. Обобщенно-определительные местоимения могут иметь окончания притяжательности, падежа, множественности. Падежные окончания присоединяются после притяжательных окончаний. В предложении выполняют роль всех членов предложений, кроме обстоятельства)
Мысалы: бәрі+лер+ің+мен.

7. Болымсыздық есімдігі (Отрицательные местоимения)
еш, ешкім, ешбір, ешбіреу, ешқашан, ешқайда, ештеме, дәнеме, ештеңе, ешқайсысы, ешқандай, түк, дәнеме, дым, бірде-бір т.б.

Сұрақтары: кім? не? қайда? қашан? қайсы? т.б.

(Местоимения еш, әр, кей, бір, қай, әлде с другими местоимениями и наречиями пишутся слитно, а с существительными – раздельно. Мысалы: бір+деңе, кей+бір, әр бала т.б.Еш, ешқашан, ешқайда, ешбір есімдіктері тәуелденбейді.
(не образуют притяжательных форм).
Сөйлем мүшелерінің барлығының қызметін атқарады.
(В предложении выполняют роль всех членов предложений).
Есімдіктің сөйлемдегі синтаксистік қызметі(Синтаксическая роль местоимения в предложении)

mansursatuev mansursatuev    2   20.11.2020 14:41    1

Другие вопросы по теме Қазақ тiлi