1 нұсқа. 1. Бастауыш пен баяндауыштың арасына сызықша қойылатын жерді тап А) Көңіл кірлесе, сол жаман. В) Үңгір іші қараңғылана түсті. С) Сондағы оқитыным Некрасовтың өлеңдері. Д) Даланы өрлей жүрген ақын Абай әнге салды. Е) Ұстазың үйде ұйықтап жатыр. 2. Сызықшаның қойылу себебін анықта. Бұл – үлкен бақыт. А) Жіктеу есімдік – зат есім. В) Есімдік – сын есім. С) Сілтеу есімдігі – зат есім. Д) Есім – етістік. Е) Зат есім – зат есім 3. Тыныс белгілері туралы ережелер жинағы қалай аталады? А) Синтаксис В) Лексикология С) Полисемия Д) Стилистика Е) Пунктуация 4. Тура мағыналы сөз А) қара жұмыс В) қарақағаз С) қара ниет Д) қара көйлек Е) қара сөз 5. Сөздің тура мағынасы А) Ол менің үлкен балам. В) Жасың үлкен, жолың үлкен. С) Үлкенді сыйлай білейік. Д) Үлкен кісінің сөзін қайда қоясың? Е) Сірә, үлкен іс қылайын деп жатқан шығар. 6. Езулік дауыстылар А) б,в В) е, і С) м, н Д) ү,у Е) о,ө 7. Тұйық буын А) ата-баба В) ас-су С) ас үй Д) ат-тон Е) алша 8. Тасымалдауға болмайтын сөз А) еңбек В) 30 га С) сулы Д) километр Е) жүзім 9. Ұяң дауыссызға аяқталған сөз А) қыз В) саң С) Болат Д) таң Е) қыс 10. Орфографиялық заңдылыққа сай жазылған сөз А) құлұншақ В) тұлұм С) көзүлдірүк Д) бөгет Е) өзөн 11. Түбір сөз қатаңға бітсе, қосымша қандай дыбыстан басталатынын анықта А) жіңішке дауыстыдан В) дауыстыдан С) қатаңнан Д) ұяңнан Е) үндіден 12. Үндестік заңына бағынбайтын сөз А) сызғыш В) халық С) Астана Д) Қарағанды Е) ауызекі
1. Сначала давай проанализируем все предложения, чтобы понять, в каком из них пропущена запятая.
- Вариант А: "Көңіл кірлесе, сол жаман." - в этом предложении запятая стоит между двумя частями сложноподчиненного предложения, поэтому ответ не верный.
- Вариант В: "Үңгір іші қараңғылана түсті." - в этом предложении нет сложноподчиненных предложений, поэтому запятая не нужна.
- Вариант С: "Сондағы оқитыным Некрасовтың өлеңдері." - в этом предложении также нет сложноподчиненных предложений, так что ответ не верный.
- Вариант Д: "Даланы өрлей жүрген ақын Абай әнге салды." - в этом предложении сложное определительное прилагательное "өрлей жүрген" относится к существительному "ақын", поэтому между ними нужно поставить запятую.
- Вариант Е: "Ұстазың үйде ұйықтап жатыр." - в этом предложении присутствует сказуемое в прошедшем времени "жатыр", поэтому запятая не нужна.
Таким образом, верный ответ на первый вопрос - Д) Даланы өрлей жүрген ақын Абай әнге салды.
2. Чтобы понять, почему в данном сложном прилагательном "үлкен бақыт" нужно ставить запятую, нужно вспомнить, что запятая ставится между двумя однородными членами предложения. В данном случае, первое прилагательное "үлкен" и второе прилагательное "бақыт" являются однородными, так как оба они относятся к одному существительному.
Поэтому, верный ответ на вторую задачу - А) Жіктеу есімдік – зат есім.
3. В данном вопросе тебе нужно определить, какой из приведенных вариантов относится к тематике "тыныс белгілері", или знаков препинания. Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно знать определение каждого из вариантов:
- А) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строение предложений и их членов.
- В) Лексикология - раздел лингвистики, изучающий лексику или слова в языке.
- С) Полисемия - явление, когда одно слово имеет несколько значений.
- Д) Стилистика - раздел языкознания, изучающий стилистические особенности языка.
- Е) Пунктуация - раздел грамматики, изучающий правила постановки знаков препинания.
Таким образом, правильный ответ на третий вопрос - Е) Пунктуация.
Продолжим решать оставшиеся задания и в следующей части ответа обсудим следующие вопросы. Пожалуйста, оставайся на связи!