1. Ознакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы:
«Я хочу рассказать еще об одном процессе, который был очень важным для Сахарова. Его очень заботила и судьба этого человека – Мустафы Джемилева, и то дело, за которое его судят, – борьба крымскотатарского народа… В первый раз суд не состоялся… К этому времени у Мустафы уже кончался восьмой месяц голодовки протеста против незаконного возбуждения нового дела… Принудительным кормлением ему не давали умереть, но к началу суда его вес был 35 кг и физическое состояние было очень тяжелым… Присутствие Андрея Дмитриевича было большой поддержкой для него. Был момент, когда удалось приоткрыть дверь и кто-то громко крикнул по-татарски: «Здесь сахар». Там, в Омске, против Андрея Дмитриевича и Елены Георгиевны первый раз была применена сила».
1) Когда происходили описываемые события?
2) Какое движение представлял А.Д.Сахаров?
2. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:
а) «Россия есть особливый мир, у нее другая земля, религия, основание, словом – другая история… У нас не было рабства, не было пролетариев, не было ненависти, не было гордости, не было инквизиции. Не было феодального тиранства; зато было отеческое управление, патриархальная свобода, было семейное равенство, было общее владение, была мирская сходка: одним словом, в среднем веке было у нас то, о чем так старался Запад уже в новом, не успел еще в новейшем и едва может успеть в будущем… Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы они сделать сами».
б) «Не без некоторой зависти смотрим мы… на Западную Европу. И есть чему позавидовать! Сумела же она выработать свои доктрины так, что они раз в раз отвечали и отвечают живым потребностям, идут с ними рука об руку, освещают, направляют их и ведут к сознательному, возможно, правильному их удовлетворению в данное время и при данных обстоятельствах… В основание европейской общественности легла сильно развитая личность. Личная независимость, личная свобода… всегда были исходной точкой и идеалом в Европе. Весь ее гражданский и политический быт, сверху донизу, был построен на договорах, на системе взаимного уравновешивания. Чрезмерным развитием личной энергии, железной стойкостью лица, его необузданным стремлением к свободе, его… ревнивым охранением своих прав мы, кажется, никогда не имели повода хвалиться».
1) Какое явление русской жизни середины XIX в. отражают эти документы?
2) Какая проблема обсуждается в них? На каких позициях стоят авторы?
3) Один из этих документов написан историком М.Н.Погодиным, другой – философом и публицистом К.Д.Кавелиным. Определите авторство.
3. Вычеркните лишнее, не относящееся к основным задачам внешней политики СССР после окончания Второй мировой войны:
а) расширение сфер влияния в мире;
б) обретение статуса мировой державы;
в) расширение военного присутствия в странах Юго-Восточной Азии и Европы;
г) укрепление позиций мирового коммунистического движения;
д) курс на сближение и сотрудничество СССР с Западом;
е) стремление избежать мировой войны;
ж национально-освободительным движениям;
з) курс на разоружение;
и) мирное сосуществование;
к) развитие союзнических отношений с США, Англией и Францией;
л) развитие равноправного сотрудничества со странами «народной демократии».
4. Соотнесите реформы 60–70-х гг. XIX в. и реформаторов:
1) Крестьянская реформа2) Земская реформа3) Судебная реформа4) Военная реформа5) Реформы образования и печатиа) С.И.Зарудныйб) А.В.Головнинв) Я.И.Ростовцевг) П.А.Валуевд) Д.А.Милютин
5. Ознакомьтесь с выдержкой из текста документа и ответьте на вопросы.
«…Детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».
1) Каково неофициальное название приведенного выше документа?
2) Что предписывал данный циркуляр 1887 г.?
а) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев;
б) разрешал открывать специальные школы для детей низкооплачиваемых рабочих;
в) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с 6-летнего возраста.
3) Элементом какой политики являлся указанный документ?
6. Соотнесите понятия и их значения:
) места сбора даниб) шкурки пушных зверей, выполнявшие роль денегв) фиксированный размер даниг) младшие дружинникид) сбор дани князем
1. Ознакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы:
«Я хочу рассказать еще об одном процессе, который был очень важным для Сахарова. Его очень заботила и судьба этого человека – Мустафы Джемилева, и то дело, за которое его судят, – борьба крымскотатарского народа… В первый раз суд не состоялся… К этому времени у Мустафы уже кончался восьмой месяц голодовки протеста против незаконного возбуждения нового дела… Принудительным кормлением ему не давали умереть, но к началу суда его вес был 35 кг и физическое состояние было очень тяжелым… Присутствие Андрея Дмитриевича было большой поддержкой для него. Был момент, когда удалось приоткрыть дверь и кто-то громко крикнул по-татарски: «Здесь сахар». Там, в Омске, против Андрея Дмитриевича и Елены Георгиевны первый раз была применена сила».
1) Когда происходили описываемые события?
2) Какое движение представлял А.Д.Сахаров?
2. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:
а) «Россия есть особливый мир, у нее другая земля, религия, основание, словом – другая история… У нас не было рабства, не было пролетариев, не было ненависти, не было гордости, не было инквизиции. Не было феодального тиранства; зато было отеческое управление, патриархальная свобода, было семейное равенство, было общее владение, была мирская сходка: одним словом, в среднем веке было у нас то, о чем так старался Запад уже в новом, не успел еще в новейшем и едва может успеть в будущем… Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы они сделать сами».
б) «Не без некоторой зависти смотрим мы… на Западную Европу. И есть чему позавидовать! Сумела же она выработать свои доктрины так, что они раз в раз отвечали и отвечают живым потребностям, идут с ними рука об руку, освещают, направляют их и ведут к сознательному, возможно, правильному их удовлетворению в данное время и при данных обстоятельствах… В основание европейской общественности легла сильно развитая личность. Личная независимость, личная свобода… всегда были исходной точкой и идеалом в Европе. Весь ее гражданский и политический быт, сверху донизу, был построен на договорах, на системе взаимного уравновешивания. Чрезмерным развитием личной энергии, железной стойкостью лица, его необузданным стремлением к свободе, его… ревнивым охранением своих прав мы, кажется, никогда не имели повода хвалиться».
1) Какое явление русской жизни середины XIX в. отражают эти документы?
2) Какая проблема обсуждается в них? На каких позициях стоят авторы?
3) Один из этих документов написан историком М.Н.Погодиным, другой – философом и публицистом К.Д.Кавелиным. Определите авторство.
3. Вычеркните лишнее, не относящееся к основным задачам внешней политики СССР после окончания Второй мировой войны:
а) расширение сфер влияния в мире;
б) обретение статуса мировой державы;
в) расширение военного присутствия в странах Юго-Восточной Азии и Европы;
г) укрепление позиций мирового коммунистического движения;
д) курс на сближение и сотрудничество СССР с Западом;
е) стремление избежать мировой войны;
ж национально-освободительным движениям;
з) курс на разоружение;
и) мирное сосуществование;
к) развитие союзнических отношений с США, Англией и Францией;
л) развитие равноправного сотрудничества со странами «народной демократии».
4. Соотнесите реформы 60–70-х гг. XIX в. и реформаторов:
1) Крестьянская реформа2) Земская реформа3) Судебная реформа4) Военная реформа5) Реформы образования и печатиа) С.И.Зарудныйб) А.В.Головнинв) Я.И.Ростовцевг) П.А.Валуевд) Д.А.Милютин5. Ознакомьтесь с выдержкой из текста документа и ответьте на вопросы.
«…Детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».
1) Каково неофициальное название приведенного выше документа?
2) Что предписывал данный циркуляр 1887 г.?
а) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев;
б) разрешал открывать специальные школы для детей низкооплачиваемых рабочих;
в) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с 6-летнего возраста.
3) Элементом какой политики являлся указанный документ?
6. Соотнесите понятия и их значения: