Задание 5. Используя приведенный фрагмент исторического источника, а также имеющиеся у вас знания, заполните таблицу. Важным условием модернизации было создание светского государства. 29 февраля 1924 года состоялась последняя традиционная церемония пятничного посещения последним халифом Турции мечети в Стамбуле. На следующий день, открывая очередное заседание Великого национального собрания Турции, Мустафа Кемаль произнёс обвинительную речь по поводу векового использования исламской религии в качестве политического инструмента, потребовал вернуть её «истинному предназначению и самым решительным образом священные религиозные ценности» от разного рода «тёмных целей». М. Кемаль создал новое, основанное на национализме («суверенитете нации»), республиканское государство и провёл ряд серьёзных реформ: ликвидация султаната, провозглашение республики, упразднение халифата, введение светского обучения, реформа одежды, принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу, латинизация алфавита, отделение религии от государства, предоставление избирательных прав женщинам, отмена титулов и феодальных форм обращения, введение фамилий, создание нац банков и нац промышленности
Сферы общественной
жизни Светские реформы М. Кемаля
Политика
Образование и наука
Судопроизводство
Экономика
Вывод
1. Понимание задачи:
Нам нужно заполнить таблицу, используя информацию из текста и наши знания. Таблица отображает сферы общественной жизни, а также светские реформы, проведенные Мустафой Кемалем.
2. Пользование информацией из текста:
Из фрагмента исторического источника мы узнаем о речи Мустафы Кемаля, его реформистских действиях и создании светского государства. Важным условием модернизации, по его мнению, было создание светского государства. Далее в тексте перечислены ряд серьезных реформ, проведенных М. Кемалем.
3. Заполнение таблицы:
а) Политика:
М. Кемаль провел ряд серьезных политических реформ, таких как ликвидация султаната, провозглашение республики и упразднение халифата. Запишем эти реформы в таблицу.
б) Образование и наука:
М. Кемаль ввел светское обучение, что означает отделение религии от государства и внедрение секулярных принципов в систему образования. Запишем это в соответствующую ячейку таблицы.
в) Судопроизводство:
Из текста неясно, были ли проведены какие-либо реформы в судебной системе. Мы можем предположить, что судебная система Турции также подверглась светским изменениям, но конкретная информация отсутствует. Поэтому оставим эту ячейку пустой.
г) Экономика:
Из текста мы узнаем, что М. Кемаль создал национальные банки и национальную промышленность. Это свидетельствует о серьезных реформах в экономике страны. Запишем это в таблицу.
д) Вывод:
М. Кемаль провел ряд серьезных реформ, включая ликвидацию султаната, упразднение халифата, введение светского обучения, реформу одежды, принятие новых кодексов по европейскому образцу, латинизацию алфавита, предоставление избирательных прав женщинам, отмену титулов и феодальных форм обращения, создание национальных банков и промышленности. В своей речи М. Кемаль обвинял использование исламской религии в политических целях и требовал вернуть её к "истинному предназначению". В результате его действий, в Турции было создано новое, основанное на национализме, республиканское и светское государство.
Таким образом, таблица будет выглядеть следующим образом:
| Сферы общественной жизни | Светские реформы М. Кемаля |
|-------------------------|-------------------------|
| Политика | Ликвидация султаната, провозглашение республики, упразднение халифата |
| Образование и наука | Введение светского обучения |
| Судопроизводство | Нет конкретной информации |
| Экономика | Создание национальных банков и промышленности |
| Вывод | М. Кемаль провел ряд серьезных реформ, создав новое республиканское и светское государство |
Я надеюсь, что мой ответ достаточно подробен и объясняет процесс заполнения таблицы, чтобы он был понятен школьнику. Если возникнут дополнительные вопросы, пожалуйста, задайте их.