Задание 1. Проработайте текст и заполните пропуски В начале 1990-х годов были положены основы стратегического диалога «Россия – НАТО». В начале года была утверждена программа между Министерством обороны Российской Федерации и . Помимо позитивных тенденций сотрудничества наметился в то же время и круг проблем, чреватых будущими разногласиями, поскольку затрагивал уже сложившиеся представления обеих сторон о национальной и региональной безопасности в целом. Это было связано в первую очередь с перспективой вхождения страни прибалтийских государств в состав Евросоюза и , а также с жёсткой позицией западных держав относительно будущего , традиционного партнёра России на Балканах.
В целом взаимодействие с ЕС и не имело в первой половине 1990-х годов значения. Оно было существенно осложнено процессом вывода войск с территории стран Центральной и Юго-Восточной Европы, а также стремлением этих государств стать членами и . Остро стояла проблема урегулирования кризиса. Тем не менее, были заложены основы будущего диалога между Россией и ЕС и НАТО.
Наибольшее расхождение во взглядах России с западными государствами выявила проблема на Восток. РФ заявила о переходе к прагматическому курсу в отношениях с США и НАТО, отстаивая приоритет интересов, что соответствовало нарастанию антинатовских настроений в обществе. Накануне встречи Президентов РФ и США в Хельсинки в марте 1997 года Государственная Дума приняла обращение к Б. Н. Ельцину с призывом твёрдо отстаивать государственные интересы и противодействовать планам расширения НАТО на Восток. Встреча закончилась. Предложения России были.
С 1999 года в истории Европы начался новый, не очень длительный период, связанный со сменой архитектуры европейской безопасности. Уверенность в своей военной и политической мощи и отсутствие прежних сдерживающих факторов (например, Организация Варшавского договора во главе с СССР) привели к тому, что в Стратегической концепции НАТО 1999 года альянс провозгласил «право» осуществлять любые действия как в , так и за её пределами, не считаясь с интересами других стран. Первым примером осуществления этой доктрины на практике стала война.
Таким образом, в Европе произошла постепенная замена принципов, заложенных в хельсинском Заключительном акте 1975 года, на принципы, заложенные в 1999 года, основная цель которой – построение «натоцентрической» модели безопасности.
Косовский кризис расколол мнение ведущих мировых центров. Страны НАТО были решительно настроены на вмешательство в конфликт на стороне албанских сил. Общественное мнение в Европе и США было решительно настроены против Белграда. приняло решение о начале в Югославии «гуманитарной ». Россия же решительно выступала за конфликта. Большинство российских СМИ оценивали военную акцию НАТО как . Но протесты России имелиэффект. 23 марта года Генеральный секретарь НАТО принял решение .
Войска НАТО начали наносить по Югославии. Россия не смогла воспрепятствовать агрессии НАТО. Позицию Кремля западные партнёры – США, НАТО, ЕЭС – готовы были обсуждать, но.
Во второй половине 1990-х годов страны бывшего Восточного блока изъявили желание вступить в . Решение государств: вызвало резко отрицательную реакцию Москвы.
В марте 1996 года министр иностранных дел РФ Е.М. Примаков провёл переговоры с руководителями стран Центральной Европы – . Основной темой переговоров стали проблемы общеевропейской безопасности, ситуация в бывшей Югославии и . Е. М. Примаков предлагал в июне 1996 года на сессии НАТО в Берлине компромисс по вопросу расширения НАТО:.
Определённым компромиссом между РФ и НАТО можно считать подписание в Париже в мае года Б.Н. Ельциным и Генеральным секретарём НАТО Хавьером Соланой (и руководителями государств – членов НАТО) «Основополагающего акта». Был создан Постоянный , в который вошли члены Североатлантического совета и российский представитель. Этот орган должен был собираться не реже в месяц.
В Римской декларации 2002 года был утверждён Совет Россия – НАТО в формате «__» (стран НАТО плюс ) в качестве механизма для консультаций, достижения согласия, сотрудничества, совместной деятельности и принятия решений.
В целом, взаимодействие с ЕС и НАТО не имело в первой половине 1990-х годов значения. Оно было существенно осложнено процессом вывода войск с территории стран Центральной и Юго-Восточной Европы, а также стремлением этих государств стать членами ЕС и НАТО. Остро стояла проблема урегулирования кризиса. Тем не менее, были заложены основы будущего диалога между Россией, ЕС и НАТО.
Наибольшее расхождение во взглядах России с западными государствами выявила проблема на Востоке. РФ заявила о переходе к прагматическому курсу в отношениях с США и НАТО, отстаивая приоритет интересов, что соответствовало нарастанию антинатовских настроений в обществе. Накануне встречи Президентов РФ и США в Хельсинки в марте 1997 года Государственная Дума приняла обращение к Б. Н. Ельцину с призывом твёрдо отстаивать государственные интересы и противодействовать планам расширения НАТО на Восток. Встреча закончилась непринятием предложений России.
С 1999 года в истории Европы начался новый, не очень длительный период, связанный со сменой архитектуры европейской безопасности. Уверенность в своей военной и политической мощи и отсутствие прежних сдерживающих факторов (например, Организация Варшавского договора во главе с СССР) привели к тому, что в Стратегической концепции НАТО 1999 года альянс провозгласил «право» осуществлять любые действия как внутри Европы, так и за её пределами, не считаясь с интересами других стран. Первым примером осуществления этой доктрины на практике стала война в Косово.
Таким образом, в Европе произошла постепенная замена принципов, заложенных в хельсинском Заключительном акте 1975 года, на принципы, заложенные в 1999 году, основная цель которых – построение «натоцентрической» модели безопасности.
Косовский кризис расколол мнение ведущих мировых центров. Страны НАТО были решительно настроены на вмешательство в конфликт на стороне албанских сил. Общественное мнение в Европе и США было решительно настроено против Белграда. НАТО приняло решение о начале военной операции в Югославии "гуманитарной интервенции". Россия же решительно выступала против этого конфликта. Большинство российских СМИ оценивали военную акцию НАТО как агрессию. Но протесты России не имели существенного эффекта. 23 марта NATO принял решение продолжать военные операции.
Во второй половине 1990-х годов страны бывшего Восточного блока выразили своё желание вступить в НАТО. Решение этих государств вызвало резко отрицательную реакцию Москвы.
В марте 1996 года министр иностранных дел РФ Е.М. Примаков провёл переговоры с руководителями стран Центральной Европы - главами государств. Основной темой переговоров стали проблемы общеевропейской безопасности, ситуация в бывшей Югославии и расширение НАТО. Е.М. Примаков предлагал в июне 1996 года на сессии НАТО в Берлине компромисс по вопросу расширения НАТО: изменение военной доктрины, отказ от использования первого удара и размещение на Востоке русских миротворческих сил.
Определённым компромиссом между РФ и НАТО можно считать подписание в Париже "Основополагающего акта" в мае 1997 года Б.Н. Ельциным и Генеральным секретарём НАТО Хавьером Соланой (и руководителями государств-членов НАТО). Был создан Постоянный совет, в который вошли члены Североатлантического совета и российский представитель. Этот орган должен был собираться не реже одного раза в месяц.
В Римской декларации 2002 года был утверждён Совет Россия – НАТО в формате «20+1» (стран НАТО плюс Россия) в качестве механи