После поражения декабристов центрами развития общественной мысли стали различные салоны ( собрания единомышленников) , кружки офицеров и чиновников, вузы, журналы: “отечественные записки”, “современник” и др. три идейных направления: радикальное, либеральное и консервативное. консерватизм. в россии опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. идея незыблемости самодержавия развивалась в течение 18-19 веков. для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф с. с. уваров создал теорию официальной народности. она основана на трех принципах: самодер-вие, православие, народность. суть теории в признании самодер-вия как единственно возможной формы правления в россии. крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. православие понималось как присущая народу глубокая религиозность. из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в россии. эти идеи развивались журналистами ф. в. булгариным и н. и. гречем, профессорами мое. университета м. п. погодиным и с. п. щевыревым.либерализм. на рубеже 30-40-х годов 19 века среди оппозиционных прав-ву либералов сложилось два течения -славянофильство и западничество. оба течения желали видеть россию процветающей. за изменение социально-полит. строя, за конст. монархию, смягчение или отмену крепостного права, наделение крестьян небольшими наделами земли. свободу совести и слова. идеологами славянофилов были писатели философы и публицисты: аксаковы, киреевские. хомяков, самарин и др. они преувеличивали национальную самобытность россии. настаивали на возвращении тех порядков, когда земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. основная их идея в том, что единственно верная и нравственная религия. 10 православие. по их мнению, народу присущ особый дух коллективизма. этим они объясняли особый путь россии. боролись с поклонением западу. западники за развитие россии в русле европейской цивилизации. объясняли отличие от запада сложившейся отсталостью россии. отрицали особую роль крестьянской общины. выступали за широкое просвещение народа.