Религия — изначально — традиционные верования, религиозная терпимость, уважение к священнослужителям, принятие ислама на территориях Орды, на Руси осталось православие.
Экономика — развитое скотоводство, земледелие и ремесленничество, широкая торговая сеть с обустроенными караванными путями, большие города, чеканка собственных монет.
В Золотой Орде, как и в других государствах-преемниках Монгольской империи, религиозная политика основывалась на своде законов Яса. Конфессиональная палитра Золотой Орды была крайне разнообразной. В сравнении с улусом Хулагу, где завоеватели оказались в мусульманской стране с древней высокой культурой, в Золотой Орде монголы были окружены в основном язычниками-кипчаками, таким образом контакты с исламом были менее тесными и принятие этой религии заняло больший период времени. В религиозной истории ордынской державы Х1П-Х1У вв. выделяются два этапа: 1) "языческий", 2) "мусульманский".
Для первого этапа были характерны колебания маятника религиозной политики от одной религии к другой. Особенно ярко это было заметно в правление хана Берке, мусульманина. С 80-х гг. XIII в. среди монгольской аристократии Орды стала преобладать тенденция к принятию ислама, чему постоянные контакты с Египтом, Хорезмом и Волжской Булгарией. На первом этапе установилась ордынская религиозная политика на Руси как отдельное проявление общей политики монгольских завоевателей. Она включала в себя систему передачи Русской церкви налоговых льгот и иных прав. Точное время установления этой системы неизвестно, но уже в результате налоговой переписи Северо-Восточной Руси в 1257 г. русское дзосовенство и причт были освобождены от налогов и повинностей.
Второй этап религиозной истории Орды начался после принятия ислама ханом Узбеком в 1312/13 г. Этот период условно можно назвать "мусульманским", так как принятие ислама ханами и монгольской аристократией было, видимо, довольно поверхностным, а в широких массах кочевого населения успехи ислама были еще менее значительными. Принятие ислама и начало распространения мусульманского права в Золотой Орде не вызвали, по всей видимости, заметных изменений в политике по отношению к русскому духовенству: все права Русской церкви ей ханами-язычниками в соответствии с Лсой, остались в силе. Однако не исключено, что попытка хана Джанибека в 1342/43 г. обложить Русскую церковь ежегодным налогом могла быть вызвана изменениями менталитета ханов Орды после принятия ислама. С 1359 г. в Золотой Орде начинается длительный период "замятии" (междоусобицы), который прерывается во время правления Тохтамыша в 1382-1395 гг. В этот период произошла минимизация влияния Золотой Орды на положение Русской церкви.
Религия — изначально — традиционные верования, религиозная терпимость, уважение к священнослужителям, принятие ислама на территориях Орды, на Руси осталось православие.
Экономика — развитое скотоводство, земледелие и ремесленничество, широкая торговая сеть с обустроенными караванными путями, большие города, чеканка собственных монет.
В Золотой Орде, как и в других государствах-преемниках Монгольской империи, религиозная политика основывалась на своде законов Яса. Конфессиональная палитра Золотой Орды была крайне разнообразной. В сравнении с улусом Хулагу, где завоеватели оказались в мусульманской стране с древней высокой культурой, в Золотой Орде монголы были окружены в основном язычниками-кипчаками, таким образом контакты с исламом были менее тесными и принятие этой религии заняло больший период времени. В религиозной истории ордынской державы Х1П-Х1У вв. выделяются два этапа: 1) "языческий", 2) "мусульманский".
Для первого этапа были характерны колебания маятника религиозной политики от одной религии к другой. Особенно ярко это было заметно в правление хана Берке, мусульманина. С 80-х гг. XIII в. среди монгольской аристократии Орды стала преобладать тенденция к принятию ислама, чему постоянные контакты с Египтом, Хорезмом и Волжской Булгарией. На первом этапе установилась ордынская религиозная политика на Руси как отдельное проявление общей политики монгольских завоевателей. Она включала в себя систему передачи Русской церкви налоговых льгот и иных прав. Точное время установления этой системы неизвестно, но уже в результате налоговой переписи Северо-Восточной Руси в 1257 г. русское дзосовенство и причт были освобождены от налогов и повинностей.
Второй этап религиозной истории Орды начался после принятия ислама ханом Узбеком в 1312/13 г. Этот период условно можно назвать "мусульманским", так как принятие ислама ханами и монгольской аристократией было, видимо, довольно поверхностным, а в широких массах кочевого населения успехи ислама были еще менее значительными. Принятие ислама и начало распространения мусульманского права в Золотой Орде не вызвали, по всей видимости, заметных изменений в политике по отношению к русскому духовенству: все права Русской церкви ей ханами-язычниками в соответствии с Лсой, остались в силе. Однако не исключено, что попытка хана Джанибека в 1342/43 г. обложить Русскую церковь ежегодным налогом могла быть вызвана изменениями менталитета ханов Орды после принятия ислама. С 1359 г. в Золотой Орде начинается длительный период "замятии" (междоусобицы), который прерывается во время правления Тохтамыша в 1382-1395 гг. В этот период произошла минимизация влияния Золотой Орды на положение Русской церкви.
Объяснение: