Ввыше тексте параграфа мы назвали европейскую культуру xii в. проторенессансом. однако данная точка зрения не является бесспорной. на протяжении многих лет в науке господствовало другое мнение, согласно которому под проторенессансом понимали исключительно итальянскую культуру, причём xiii — начала xiv столетия. более того, итальянский проторенессанс со свойственным ему наглядным отражением реальности и острым интересом к античному наследию противопоставлялся общеевропейской романской, а затем готической культуре, в которой видели преобладание религиозно-мистических мотивов. в настоящее время всё больше исследователей, напротив, обращают внимание на общие черты, которые роднят философию и искусство западной европы xii—xiii вв. с античным наследием, что даёт им возможность называть культуру этого периода общеевропейским проторенессансом. рост интереса к опытному знанию, уважения к разуму, использование римских строительных приёмов и элементов в архитектуре. два аргумента в подтверждение, два в опровержение. ,