Внутренняя политика и экономическое развитие в годы правления Александра II Вариант 2
1. Выберите правильный ответ: 1. В 1891 г. началось осуществление грандиозного строительного проекта: а) таможенного тарифа б)
Транссибирской магистрали в) металлургических заводов в Донецке г) «Товарищества братьев Нобель»
2. Покровительственная экономическая политика государства, направленная на ограждение нацио ночной экономики от иностранной конкуренции: а) монополия б) косвенное налогообложение в) про-
текционизм г) экономическая блокада 3. Денежная реформа была проведена в: а) 1882 г. б) 1887 г. в) 1892г. г) 1897 г.
4. Начало рабочему законодательству было положено в: а) 1881 г. б) 1882г. в) 1885 г. г) 1886 г.
5. Закон о «кухаркиных» детях 1887 г.: о) запрещал труд детей до 12 лет б) ограничивал рабочий день подростков до 8 часов в) разрешал бесплатно обучать в гимназиях одарённых детей из низших слоёв г)
ограничил приём в гимназии детей из малообеспеченных семей 6. Наступление на местное самоуправление стало: а) сокращение черты оседлости б) введение фаб ричной инспекции в) издание закона о земских участковых начальниках г) русификаторское направление
политики в национальных окраинах
7. Основными классами индустриального общества являются: а) крестьяне и наёмные рабочие б) бур
жуазия и помещики в) буржуазия и пролетариат г) пролетариат и интеллигенция 8. Участники рабочего движения выдвигали требования преимущественно: а) политические б) право
вые в) экономические г) административные
9. По «Своду законов Российской империи» всё население России делилось на сословные категории: а) почётные граждане, купцы, мещане, ремесленники б) дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели в) крестьяне, казаки, буржуазия, наёмные рабочие г) личное и потомственное дворянство,
крестьянство
П. Выберите верные утверждения:
1. Черты национальной политики Александра III: а) русификация б) шовинизм в) предоставление на
циям права на самоопределение г) антисемитизм 2. Меры в области просвещения и печати:
а) упразднена автономия университетов б) уменьшилась
вдвое плата за обучение в) увеличено количество уроков на изучение религиозных предметов и древних языков г) появилось высшее образования для женщин д) изъяты из библиотек сотни книг 3. Новые черты в развитии сельского хозяйства: а) углубление специализации по районам б) быстрое
повышение урожайности в) переход части помещиков к капиталистической системе ведения хозяйства г)
бурное техническое перевооружение сельхозпроизводства д) рост посевных площадей
4. Социальные изменения в пореформенной России: а) упрочение господствующего положения дво рянства в жизни общества б) вовлечение крестьян в рыночные отношения в) усиление расслоения кре стьянства и дворянства г) утрата крестьянами политической роли в стране д) широкое участие дворянст
ва в предпринимательстве е) стирание сословных перегородок
1. Установите соответствие:
1. Деятель: А) Н.Х. Бунге Б) И.А. Вышеградский
В) С.Ю. Витте
Мероприятия: а) учреждение нового таможенного тарифа б) денежная реформа в) снижение выкуп г. был принят предварительное обсуж
ных платежей с крестьян
IV. Вставьте вместо пропусков: 28 декабря дение на «сессии людей» закон об обязательном выкупе крестьянами своих
мым прекращалось
жи.
V.0 ком идёт речь?
состояние крестьян. Кроме того, этим законом снижались
Тем са
плате
Родился в семье профессора Московского университета. Юрист. Современники единодушно признава- ли в нём большой, острый и тонкий ум, широкое образование. Приобрёл известность как автор трёхтом- ииских законов». Преподавал законовеление двум цесаревичам-будущим российским императорам, Вместе С тем он не выносил никакого инакомыслия- ни политического, ни религиозного. Стал одним из идеологов «контрреформ»
VI. Укажите принцип образования ряда: Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Тер- ское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и
ведения хозяйства.
Ответ: б) Транссибирской магистрали
Обоснование: В 1891 году начались работы по строительству Транссибирской магистрали, которая соединяла Москву с Тихим океаном. Этот проект был крупнейшим в истории Российской империи и имел стратегическое значение для обеспечения связи с восточными территориями страны.
2. Покровительственная экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции:
Ответ: в) протекционизм
Обоснование: Протекционизм - это политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции с помощью таможенных пошлин и других мер. В годы правления Александра II применялся протекционизм с целью поддержки отечественного производства и укрепления экономики страны.
3. Денежная реформа была проведена в:
Ответ: г) 1892 г.
Обоснование: Денежная реформа, известная как реформа об экономической стабилизации, была проведена в 1892 году. Целью реформы было укрепление денежной системы и стабилизация национальной валюты.
4. Начало рабочему законодательству было положено в:
Ответ: а) 1881 г.
Обоснование: В 1881 году был принят Закон о фабричном и заводском надзоре, который стал началом рабочего законодательства в России. Этот закон регулировал условия труда на фабриках и заводах и предоставлял рабочим некоторые права и гарантии.
5. Закон о "кухаркиных" детях 1887 г.:
Ответ: б) ограничивал рабочий день подростков до 8 часов
Обоснование: Закон о "кухаркиных" детях, принятый в 1887 году, ограничивал рабочий день подростков в возрасте от 12 до 16 лет до 8 часов в день. Этот закон был направлен на защиту детей от эксплуатации на производстве.
6. Наступление на местное самоуправление стало:
Ответ: г) русификаторское направление политики в национальных окраинах
Обоснование: В годы правления Александра II в национальных окраинах была проведена русификация, то есть наступление на местное самоуправление и культуру национальных меньшинств. Эта политика была направлена на укрепление контроля Российской империи над своими окраинами и унификацию их с основной частью страны.
7. Основными классами индустриального общества являются:
Ответ: г) буржуазия и пролетариат
Обоснование: В индустриальном обществе основными классами являются буржуазия - владеющий средствами производства класс и пролетариат - работающий класс, не владеющий средствами производства.
8. Участники рабочего движения выдвигали требования преимущественно:
Ответ: в) экономические
Обоснование: Участники рабочего движения выдвигали требования преимущественно экономического характера, направленные на улучшение условий труда, повышение заработной платы и улучшение социального положения рабочих.
9. По "Своду законов Российской империи" всё население России делилось на сословные категории:
Ответ: б) дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели
Обоснование: По "Своду законов Российской империи" все население делилось на сословные категории: дворянство, духовенство, городские обыватели (купцы, мещане) и сельские обыватели (крестьяне, казаки).
Дополнительные вопросы:
1. Черты национальной политики Александра III:
Ответ: а) русификация, г) антисемитизм
Обоснование: Во время правления Александра III была проведена русификация, направленная на унификацию национальных окраин Российской империи, а также проявлялся антисемитизм - враждебное отношение к евреям.
2. Меры в области просвещения и печати:
Ответ: б) уменьшение вдвое платы за обучение, г) появление высшего образования для женщин
Обоснование: В данном периоде уменьшилась плата за обучение в школах и университетах, а также были открыты высшие учебные заведения для женщин.
3. Новые черты в развитии сельского хозяйства:
Ответ: а) углубление специализации по районам, в) переход части помещиков к капиталистической системе ведения хозяйства
Обоснование: В развитии сельского хозяйства в этот период происходило углубление специализации по конкретным районам и переход некоторых помещиков к капиталистической системе ведения хозяйства.
4. Социальные изменения в пореформенной России:
Ответ: б) вовлечение крестьян в рыночные отношения, г) утрата крестьянами политической роли в стране
Обоснование: