Висточниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах. но в одной из летописи помещено сообщение о том, что в 1464 г. в москве «… месяца июля 15, поставлен бысть святыи великии мученик георгии на воротех на фроловских, резан на камени, а нарядом васильевым дмитриева сына ермолина» и с легкой руки х1х в. скульптура св. георгия на коне, поражающего змия - дракона, работы зодчего хv в. в.д.ермолина оценивалась в отечественной как образец великокняжеской или даже московской геральдики. в какой летописи появилось это сообщение?
Для любого современного государства его символ существует в триединстве: герб, флаг и гимн. Подобное триединство в мировой практике начало складываться сравнительно поздно ,с Х1Х века.
Символы России… что это такое не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля (''Поле, русское поле…'') , леса ( ''березы, березы …''), кому-то на ум придут поднадоевшие , но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и регалиях - знаках царской власти: скипетре , короне, державе, бармах, Шапке Мономаха и , конечно же, не забуду и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор ( храм Василия Блаженного), храм Христа Вспомнившие о русском воинстве назовут '' Прощание славянки'' или Георгиевский крест . А кто-то , возможно, обратит свой мысленный взор к своей ''малой Родине'' - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.
Каждый по своему будет прав. И прежде всего из-за неоднозначности понятия ''символ'' его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы. По словам советского ученого энциклопедиста А.Н.Лосева , труды которого только сейчас в полном объеме стали доходить до читателя, понятие '' символ'' является '' упорным цепким тысячелетним понятием''. ''Этот термин, - пишет он , - часто употребляется даже в самом обыкновенным, бытовом смысле, когда вообще хотят сказать, что нечто одно указывает на нечто другое, т.е. употребляет термин ''символ'' просто в смысле ''знак''.
Воздействие символа начинается уже через его внешнюю форму. ''За элементами понятий, выраженных в словах , стоят чувственные ассоциации . Они как бы проецируют понятие на наиболее '' подходящие '' чувственные образы и тем самым сформировать символ'', - объясняет принцип создания символа философ Л.В.Уваров.
Несмотря на то, что теоретической основой изучения той группы символов , о которой пойдет речь ниже, недостаточно разработаны (не очень пока ясно, к какой сфере деятельности их четко можно отнести: к социально-политической, идеологической, правовой и т.д.), совершенно очевидно, что посредством их выражены определенные общественные отношения, что как всякий символ, они - социальные феномены и , следовательно , всегда несут на себе печать, ''налет '' своего общества. В них явно отражено ''социальное лицо'' эпохи , конкретного исторического времени, через их назначение можно определить уровень развитие самого общества. ''Едва ли требует доказательства, - писал, подчеркивая эту характеристику символа, А.Ф.Лосев, - что все реальные символы существуют только в истории, все несут на себе отпечаток эпохи, классового или сословного происхождения… История символа… ясно обнаруживает всю невозможность чистой символики в ее отвлеченном виде…''
В популярном справочнике ''Международная символика и эмблематика '' его автор, характеризуя аналогичные знаки подчеркнул, что они представляют собой '' категории из области идеологии'' , с чем, конечно нельзя не согласиться . Так что к символам '' не своей '' эпохи надо относится осторожно. Однако это не значит, что они нам не интересны. Причины и принципы их возникновения, их эволюция не только всесторонне представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, '' расшифровки'' мировоззрения человека раскрыть закономерности его мышления, смысл его поступков, в плотную подойти к изучению социальной психологии отдельных слоев русского общества, его менталитета '' склад ума мышления'' - вопросом недостаточно изученным , но очень важным.