Общая характеристика процесса[править | править код]
Вопрос о присоединении исторического Башкортостана к Русскому государству в историографии является дискуссионным и в ней сложилось 3 точки зрения относительно его характеристики:
добровольное вхождение (В. Н. Татищев, П. И. Рычков, Н. М. Карамзин, Д. Н. Соколов, М. И. Уметбаев, Н. В. Устюгов, А. Н. Усманов, Р. Г. Кузеев, И. Г. Акманов и др.)насильственное (С. М. Соловьёв, В. Н. Витевский, А. А. Валидов, П. Ф. Ищериков, Ш. И. Типеев, А. П. Чулошников, А. С. Доннелли и др.)добровольно-принудительное (А. З. Асфандияров, Н. А. Мажитов, А. Н. Султанова, В. В. Трепавлов и др.)
Существуют расхождения по наименованию процесса, одни называют его как вхождение, другие — присоединение. Также есть дискуссии при определении точной даты и существуют альтернативные версии данного исторического факта[1].
История[править | править код]
В середине XVI века территория исторического Башкортостана находилась в составе государств — Ногайской Орды, Астраханского, Казанского и Сибирского ханств. Данный факт обусловил неодновременное принятие ими Московского подданства и значительно осложнило процесс.
После завоевания Казанского ханства царь Иван IV обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства.
В то же время в Ногайской Орде в середине XVI века политическая ситуация была неустойчивой. На башкирские земли бывшего Казанского ханства стали претендовать различные группы ногайских мурз и сибирские правители. Начались междоусобные войны, которые усугубились стихийными бедствиями в регионе — голодом и чумой[2]. Ко второй половине XVI века относится уход ногаев с территории Башкирии за Волгу и далее на запад в направлении Кубани, или на юг, в районы Каспийского и Аральского морей.
Во время народных собраний (йыйынов) башкирских родов были избраны представители и организовано посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров.
В 1554—1557 годах переговоры с царским наместником в Казани боярином А. Б. Горбатым-Шуйским сначала вели бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные башкиры — байлар, буляр, гайна[3], ирэкте, каратабын, уран, а затем центральные — мин и юрматы, юго-восточные — бурзян, кыпсак, тамьян, усерган[4], восточные племена башкир — табын, кудей и другие.
Заключительным этапом вхождения башкир в состав Русского государства была поездка в 1557 году их послов в Москву, где завершились переговоры с московскими властями, и башкиры получили жалованные грамоты от царя Ивана IV. В грамотах были изложены основные условия присоединения, предводители башкирских племён были в тарханы и князья, а некоторые произведены в старосты. Грамоты царя Ивана IV являлись договором между Российским государством и башкирами.
Часть зауральских (северо-восточных) башкир была присоединена в ходе борьбы войск Кучумовичей с российскими, то есть в конце XVI — начале XVII века, после прекращения существования Сибирского ханства.
Условия присоединения[править | править код]
В башкирских шежере неоднократно проводится мысль не только о мирном характере присоединения башкир, но и о договорных отношениях с царской властью, об определённых условиях вхождения и об их неизменности в одностороннем порядке. Царское правительство гарантировало мирную жизнь, совместное отражение вражеских агрессий, соблюдение вотчинного права башкир, свободу вероисповедания, невмешательство во внутренние дела и сохранение местного самоуправления. А башкиры признавали себя подданными Русского государства, обязались нести военную повинность и выплачивать ясак.
Значение[править | править код]Монумент Дружбы в Уфе
Итогом присоединения явилось значительное расширение территории и увеличения населения Российского государства. В Башкирии были прекращены междоусобные войны, получила развитие промышленность. Но в то же время башкирами была потеряна возможность для создания отдельного национального государства.
Несколько позднее царскими властями были нарушены некоторые условия договоров (захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др.), что неоднократно приводило к возникновению башкирских восстаний.
Неоднократно ссылались на жалованные грамоты, полученные при вхождении в состав Русского государства в своих наказах и выступлениях в ходе заседаний Уложенной комиссии башкирские депутаты Туктамыш Ижбулатов и Базаргул Юнаев[5]. В итоге исключительность отношений башкир и России была отражена в «Соборном Уложении» 1649 года, где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать.»
События присоединения Башкирии были зафиксированы в шежере и отражены в произведениях башкирского фольклора. В республике в 1957 и 2007 годах проходили торжественные мероприятия и научные конференции, посвященные 400- и 450-летию присоединения Башкортостана к России. В честь данного события в Уфе установлен Монумент Дружбы.
Вопрос о присоединении исторического Башкортостана к Русскому государству в историографии является дискуссионным и в ней сложилось 3 точки зрения относительно его характеристики:
добровольное вхождение (В. Н. Татищев, П. И. Рычков, Н. М. Карамзин, Д. Н. Соколов, М. И. Уметбаев, Н. В. Устюгов, А. Н. Усманов, Р. Г. Кузеев, И. Г. Акманов и др.)насильственное (С. М. Соловьёв, В. Н. Витевский, А. А. Валидов, П. Ф. Ищериков, Ш. И. Типеев, А. П. Чулошников, А. С. Доннелли и др.)добровольно-принудительное (А. З. Асфандияров, Н. А. Мажитов, А. Н. Султанова, В. В. Трепавлов и др.)Существуют расхождения по наименованию процесса, одни называют его как вхождение, другие — присоединение. Также есть дискуссии при определении точной даты и существуют альтернативные версии данного исторического факта[1].
История[править | править код]В середине XVI века территория исторического Башкортостана находилась в составе государств — Ногайской Орды, Астраханского, Казанского и Сибирского ханств. Данный факт обусловил неодновременное принятие ими Московского подданства и значительно осложнило процесс.
После завоевания Казанского ханства царь Иван IV обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства.
В то же время в Ногайской Орде в середине XVI века политическая ситуация была неустойчивой. На башкирские земли бывшего Казанского ханства стали претендовать различные группы ногайских мурз и сибирские правители. Начались междоусобные войны, которые усугубились стихийными бедствиями в регионе — голодом и чумой[2]. Ко второй половине XVI века относится уход ногаев с территории Башкирии за Волгу и далее на запад в направлении Кубани, или на юг, в районы Каспийского и Аральского морей.
Во время народных собраний (йыйынов) башкирских родов были избраны представители и организовано посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров.
В 1554—1557 годах переговоры с царским наместником в Казани боярином А. Б. Горбатым-Шуйским сначала вели бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные башкиры — байлар, буляр, гайна[3], ирэкте, каратабын, уран, а затем центральные — мин и юрматы, юго-восточные — бурзян, кыпсак, тамьян, усерган[4], восточные племена башкир — табын, кудей и другие.
Заключительным этапом вхождения башкир в состав Русского государства была поездка в 1557 году их послов в Москву, где завершились переговоры с московскими властями, и башкиры получили жалованные грамоты от царя Ивана IV. В грамотах были изложены основные условия присоединения, предводители башкирских племён были в тарханы и князья, а некоторые произведены в старосты. Грамоты царя Ивана IV являлись договором между Российским государством и башкирами.
Часть зауральских (северо-восточных) башкир была присоединена в ходе борьбы войск Кучумовичей с российскими, то есть в конце XVI — начале XVII века, после прекращения существования Сибирского ханства.
Условия присоединения[править | править код]В башкирских шежере неоднократно проводится мысль не только о мирном характере присоединения башкир, но и о договорных отношениях с царской властью, об определённых условиях вхождения и об их неизменности в одностороннем порядке. Царское правительство гарантировало мирную жизнь, совместное отражение вражеских агрессий, соблюдение вотчинного права башкир, свободу вероисповедания, невмешательство во внутренние дела и сохранение местного самоуправления. А башкиры признавали себя подданными Русского государства, обязались нести военную повинность и выплачивать ясак.
Значение[править | править код]Монумент Дружбы в УфеИтогом присоединения явилось значительное расширение территории и увеличения населения Российского государства. В Башкирии были прекращены междоусобные войны, получила развитие промышленность. Но в то же время башкирами была потеряна возможность для создания отдельного национального государства.
Несколько позднее царскими властями были нарушены некоторые условия договоров (захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др.), что неоднократно приводило к возникновению башкирских восстаний.
Неоднократно ссылались на жалованные грамоты, полученные при вхождении в состав Русского государства в своих наказах и выступлениях в ходе заседаний Уложенной комиссии башкирские депутаты Туктамыш Ижбулатов и Базаргул Юнаев[5]. В итоге исключительность отношений башкир и России была отражена в «Соборном Уложении» 1649 года, где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать.»
События присоединения Башкирии были зафиксированы в шежере и отражены в произведениях башкирского фольклора. В республике в 1957 и 2007 годах проходили торжественные мероприятия и научные конференции, посвященные 400- и 450-летию присоединения Башкортостана к России. В честь данного события в Уфе установлен Монумент Дружбы.