желавшие стать братьями, прибегали к ритуалу кровного братания
Обмениваясь своей кровью, люди посвящали друг — друга в таинства своих родов, впускали их в чертоги своей семьи. Это было проявлением наивысшего доверия к другому человеку — делиться своей семьёй и родовой памятью.
Смысл первого состоит в восполнении недостающих родственных связей, естественной ущербности родовой или семейной структуры, когда, например, девушка, не имеющая братьев, заключает Побратимство с парнем, принимающим на себя ответственность за названую сестру и соответственно все необходимые обрядовые роли (например, в свадебном обряде).
Побратимство может заключаться ради примирения враждующих семей или родов и предотвращения или остановки кровной мести (с этой же целью может использоваться кумление и брак).
Иногда побратимство превращается в календарный обряд с общей благопожелательной семантикой. Так, в Банате во многих селах в понедельник Фоминой недели совершается обряд заключения побратимства и посестримства: участники идут к воде (реке или источнику), плетут венок, мочат его в воде и через него целуются; затем обмениваются подарками и яйцами; потом венок пускают по воде или забрасывают на крышу или плодовое дерево. (Ср. троицкое кумление девушек у русских).
В Болгарии календарный обряд побратимства совершается чаще всего на Иванов день зимой (7.1), реже в день зимнего Афанасия. Парни, желающие вступить в братские отношения, идут в церковь, священник их обвязывает одним поясом и благословляет; они обмениваются букетиками плюща или самшита, перевязанными красной шерстяной ниткой, к которой прикрепляется старинная золотая монета. В дальнейшем они в этот день и в другие крупные праздники ходят друг к другу в гости, дарят друг другу одежду, чулки и т.п. Брак между их детьми не допускается.
Наиболее распространенный заключения побратимства у южных славян: надрезают одним и тем же лезвием указательные пальцы на левой руке, затем слизывают друг у друга кровь и сжимают надрезанные пальцы, после чего целуются и с этого момента становятся братьями; соответственно остальные члены их семей приобретают новые роли в системе родственных отношений. Более редуцированные ритуалы — питье из одной чашки, одевание побратимов в одну большую рубаху, пролезание через расщепленный ствол шиповника, связывание их цепью и др. У русских после Крещения Руси получил распространение обмен тельными крестами, откуда название побратимства: крестовое братство.
Обряд побратимства мог заключаться между лицами противоположного пола для предотвращения нежелательного брака между ними. В южнославянских песнях встречается мотив: парень и девушка которых обвенчали против их желания, в брачную ночь заключают Побратимство и тем избегают супружеских отношений.
У сербов различают побратимство «по крови» и «по неволе». Во втором случае побратимство выступает в качестве апотропея, как средство, защищающее от болезни, сглаза, смерти, любой беды. Чаще всего к побратимству прибегали с целью близнецов, «одномесячников» или однодневников (иногда тезок) в ситуации, когда смерть одного из них угрожает жизни другого. Соединение с другим лицом (побратимом) восстанавливало нарушенный бином и устраняло опасность. У сербов в окрестностях Сокобани, если в доме был больной ребенок или другой член семьи и не никакие лечебные средства, больному искали побратима (или посестриму).
Побратимство могло заключаться не только с людьми (в том числе с инородцами и иноверцами), но и с разного рода природными и иномирными существами. По некоторым сербским верованиям, человек при встрече с волком может защитить себя тем, что символически побратается с ним, сказав: «Побратим, уступи мне дорогу!» Точно так же можно кумиться с мышью, змеей, лисицей с целью оберега от них. В заговорах побратимство предлагают виле; в песнях девушка называет своим побратимом солнце; в заклинаниях, обращенных к градовой туче, часто присутствует обращение «по Богу сестра». В народной медицине восточных славян также известен мотив братания (а также кумления, сватовства) как один из лечения. Например, в Полесье для избавления от детской бессонницы носили ребенка к дубу и обращались к нему с предложением: «Побратаймоса, посватаймоса…»
В эпосе и песнях южных славян широко представлен мотив побратимства человека с мифическими существами (вилами, самовилами и др.), с деревьями (елью, явором), с животными (особенно часто со змеями), с болезнями. Чаще всего, однако, разрабатывается тема запрета на брачные связи побратимов (как препятствия для счастья героев), тема нарушения запрета, последствий этого тяжкого греха и наказания за него (три года нет дождя, идет град; виновных сжигают, и тогда дождь «возвращается» и т.д.). В русском фольклоре тема побратимства особенно характерна для былин: былинные герои братаются с боевым противником или соперником, чтобы завершить миром поединок, в котором оба проявили доблесть и отвагу. «Крестовый брат» — надежный защитник и опора своего побратима; заповеди братства свято соблюдаются.
желавшие стать братьями, прибегали к ритуалу кровного братания
Обмениваясь своей кровью, люди посвящали друг — друга в таинства своих родов, впускали их в чертоги своей семьи. Это было проявлением наивысшего доверия к другому человеку — делиться своей семьёй и родовой памятью.
Объяснение:
Различается несколько видов побратимства.
Смысл первого состоит в восполнении недостающих родственных связей, естественной ущербности родовой или семейной структуры, когда, например, девушка, не имеющая братьев, заключает Побратимство с парнем, принимающим на себя ответственность за названую сестру и соответственно все необходимые обрядовые роли (например, в свадебном обряде).
Побратимство может заключаться ради примирения враждующих семей или родов и предотвращения или остановки кровной мести (с этой же целью может использоваться кумление и брак).
Иногда побратимство превращается в календарный обряд с общей благопожелательной семантикой. Так, в Банате во многих селах в понедельник Фоминой недели совершается обряд заключения побратимства и посестримства: участники идут к воде (реке или источнику), плетут венок, мочат его в воде и через него целуются; затем обмениваются подарками и яйцами; потом венок пускают по воде или забрасывают на крышу или плодовое дерево. (Ср. троицкое кумление девушек у русских).
В Болгарии календарный обряд побратимства совершается чаще всего на Иванов день зимой (7.1), реже в день зимнего Афанасия. Парни, желающие вступить в братские отношения, идут в церковь, священник их обвязывает одним поясом и благословляет; они обмениваются букетиками плюща или самшита, перевязанными красной шерстяной ниткой, к которой прикрепляется старинная золотая монета. В дальнейшем они в этот день и в другие крупные праздники ходят друг к другу в гости, дарят друг другу одежду, чулки и т.п. Брак между их детьми не допускается.
Наиболее распространенный заключения побратимства у южных славян: надрезают одним и тем же лезвием указательные пальцы на левой руке, затем слизывают друг у друга кровь и сжимают надрезанные пальцы, после чего целуются и с этого момента становятся братьями; соответственно остальные члены их семей приобретают новые роли в системе родственных отношений. Более редуцированные ритуалы — питье из одной чашки, одевание побратимов в одну большую рубаху, пролезание через расщепленный ствол шиповника, связывание их цепью и др. У русских после Крещения Руси получил распространение обмен тельными крестами, откуда название побратимства: крестовое братство.
Обряд побратимства мог заключаться между лицами противоположного пола для предотвращения нежелательного брака между ними. В южнославянских песнях встречается мотив: парень и девушка которых обвенчали против их желания, в брачную ночь заключают Побратимство и тем избегают супружеских отношений.
У сербов различают побратимство «по крови» и «по неволе». Во втором случае побратимство выступает в качестве апотропея, как средство, защищающее от болезни, сглаза, смерти, любой беды. Чаще всего к побратимству прибегали с целью близнецов, «одномесячников» или однодневников (иногда тезок) в ситуации, когда смерть одного из них угрожает жизни другого. Соединение с другим лицом (побратимом) восстанавливало нарушенный бином и устраняло опасность. У сербов в окрестностях Сокобани, если в доме был больной ребенок или другой член семьи и не никакие лечебные средства, больному искали побратима (или посестриму).
Побратимство могло заключаться не только с людьми (в том числе с инородцами и иноверцами), но и с разного рода природными и иномирными существами. По некоторым сербским верованиям, человек при встрече с волком может защитить себя тем, что символически побратается с ним, сказав: «Побратим, уступи мне дорогу!» Точно так же можно кумиться с мышью, змеей, лисицей с целью оберега от них. В заговорах побратимство предлагают виле; в песнях девушка называет своим побратимом солнце; в заклинаниях, обращенных к градовой туче, часто присутствует обращение «по Богу сестра». В народной медицине восточных славян также известен мотив братания (а также кумления, сватовства) как один из лечения. Например, в Полесье для избавления от детской бессонницы носили ребенка к дубу и обращались к нему с предложением: «Побратаймоса, посватаймоса…»
В эпосе и песнях южных славян широко представлен мотив побратимства человека с мифическими существами (вилами, самовилами и др.), с деревьями (елью, явором), с животными (особенно часто со змеями), с болезнями. Чаще всего, однако, разрабатывается тема запрета на брачные связи побратимов (как препятствия для счастья героев), тема нарушения запрета, последствий этого тяжкого греха и наказания за него (три года нет дождя, идет град; виновных сжигают, и тогда дождь «возвращается» и т.д.). В русском фольклоре тема побратимства особенно характерна для былин: былинные герои братаются с боевым противником или соперником, чтобы завершить миром поединок, в котором оба проявили доблесть и отвагу. «Крестовый брат» — надежный защитник и опора своего побратима; заповеди братства свято соблюдаются.