Вне всякого сомнения положение россии — отсутствие естественных границ на просторах восточно-европейской равнины — обусловило широту пространств этого государства. также нет сомнений, что в xvii столетии россия являлась величайшей в мире по своей территории страной. это по своей сути обстоятельство определило характер российского абсолютизма. н. а. бердяев в статье «о власти пространств над душой» (сборник «судьба россии») писал: «государственное рвладевание необъятными пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил. всегда было слабо у сознание личных прав и не развита была самостоятельность классов и групп». по мысли бердяева огромные пространства легко давались народу, но больших сил и жертв стоила организация этих пространств в единое государство. философ метафорически заключает, что « душа ушиблена ширью», она под гипнозом безграничности полей и государства. это проявилось в уходе духовной энергии россиян внутрь, в созерцание, и в отсутствии у искусства форм, и в «отступательной» тактике в войнах, когда ратные люди уповали на то, что мать-земля их сама собой спасет, утопив в своей безмерности неприятелей, и в слабо выраженной самодеятельности и активности человека. таким образом, мы видим, что пространство из фактора переходит в психологию, превращаясь из чисто внешнего фактора в судьбу народа. россия xvii века дает нам примеры этого.