За век существования рекрутской повинности она стала неотъемлемой частью жизни российской деревни. До середины XIX столетия в быту крестьян существовало три главных обряда — свадебный, похоронный и рекрутский.
Этнографы конца XIX века еще успели со слов стариков записать детали этого обычая. После того как крестьянский сын на сходке вытягивал жребий рекрута, в его доме собирались родственники и гости на то, что называлось крестьянами «печальный пир». По сути, это были своеобразные поминки по рекруту, которому уже было не суждено возвратиться в родную деревню.
На «печальном пиру» родственницы и приглашенные плакальщицы-«вопленницы» пели рекрутские плачи — особые народные песни-причитания. Такие плачи не столько пелись, они скорее декламировались нараспев, с особым надрывом. Один из них записали в XIX веке на территории Новгородской губернии
За век существования рекрутской повинности она стала неотъемлемой частью жизни российской деревни. До середины XIX столетия в быту крестьян существовало три главных обряда — свадебный, похоронный и рекрутский.
Этнографы конца XIX века еще успели со слов стариков записать детали этого обычая. После того как крестьянский сын на сходке вытягивал жребий рекрута, в его доме собирались родственники и гости на то, что называлось крестьянами «печальный пир». По сути, это были своеобразные поминки по рекруту, которому уже было не суждено возвратиться в родную деревню.
На «печальном пиру» родственницы и приглашенные плакальщицы-«вопленницы» пели рекрутские плачи — особые народные песни-причитания. Такие плачи не столько пелись, они скорее декламировались нараспев, с особым надрывом. Один из них записали в XIX веке на территории Новгородской губернии