«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» («Каролингский ренессанс» ) — условное наименование эпохи подъёма раннесредневековой культуры в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. в основном на территории Франции и Германии. «Каролингское возрождение» проявилось в организации новых школ для подготовки духовенства (в Туре, Реймсе, Райхенау и др.) , во внимании к античной литературе и светским знаниям, в расцвете изобразительного искусства и архитектуры.
Каролингский стиль. Каролингский иллюстратор, Иисус Навин и народ Израиля.
В каролингском искусстве, воспринявшем как торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства, так и местные традиции, сформировались основы европейского средневекового искусства. По литературным источникам известно об интенсивном строительстве обширных монастырских комплексов, укреплений, базиликальных церквей и резиденций — «пфальцев »(среди сохранившихся построек — центрическая капелла императорской резиденции в Ахене, капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде, церковь в Корвее, 822-885 гг. , надвратная постройка в Лорше) . Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками (ораторий в Жерминьиде-Пре, после 806 г. ) и фресками (фрагменты росписей в церквах Мюнстера, около 800 г. , и Осера, 841-858 гг.) . В монументальной живописи IX в. , наряду с раннехристианскими традициями, наблюдаются черты порывистости и экспрессии. В книжной миниатюре античная стилистика часто сочетается со средневековой символикой и орнаментикой («Евангелие Годескалька» , около 781-783 гг.) , страстная взволнованность выражается в динамике и свободе композиции, экспрессии рисунка («Утрехтский псалтырь» , IX в.) . Среди школ книжной миниатюры выделяются дворцовые в Ахене, реймсская, турская и др. Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновой кости (складни, оклады книг, ларцы и гребни) ; были развиты литьё, чеканка и гравировка по металлу, эмаль, резьба по камню.
Каролингский стиль. Каролингский иллюстратор, Иисус Навин и народ Израиля.
В каролингском искусстве, воспринявшем как торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства, так и местные традиции, сформировались основы европейского средневекового искусства. По литературным источникам известно об интенсивном строительстве обширных монастырских комплексов, укреплений, базиликальных церквей и резиденций — «пфальцев »(среди сохранившихся построек — центрическая капелла императорской резиденции в Ахене, капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде, церковь в Корвее, 822-885 гг. , надвратная постройка в Лорше) .
Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками (ораторий в Жерминьиде-Пре, после 806 г. ) и фресками (фрагменты росписей в церквах Мюнстера, около 800 г. , и Осера, 841-858 гг.) .
В монументальной живописи IX в. , наряду с раннехристианскими традициями, наблюдаются черты порывистости и экспрессии.
В книжной миниатюре античная стилистика часто сочетается со средневековой символикой и орнаментикой («Евангелие Годескалька» , около 781-783 гг.) , страстная взволнованность выражается в динамике и свободе композиции, экспрессии рисунка («Утрехтский псалтырь» , IX в.) . Среди школ книжной миниатюры выделяются дворцовые в Ахене, реймсская, турская и др.
Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновой кости (складни, оклады книг, ларцы и гребни) ; были развиты литьё, чеканка и гравировка по металлу, эмаль, резьба по камню.