В1852 году посол в париже от российского канцлера графа карла васильевича нессельроде получил запрос, в котором, в частности, были такие слова: «постарайтесь узнать, идет ли речь о ключе в смысле инструмента, которым принято отворять двери, или же здесь подразумевается какой-нибудь особый ключ, например, какая-нибудь эмблема! » о чем спрашивал нессельроде посла в париже?
Дело в том, что в 1847 году похитили Вифлеемскую звезду (этот самый ключ). Версий похищения множество.
В 1852 году по приказу турецкого султана Абдул Меджида I, звезда была заменена новой.
И в этом же году вышел указ, закреплявший статус святых мест и преимущественные права на них Иерусалимской православной церкви. По сути, греки получили право владеть ключевыми святынями храма Гроба Господня и базилики Рождества Христова. Но ключ от святых врат Вифлеема был передан католикам, что в свою очередь, оскорбило православных.
Граф Нессельроде узнал о том, что Наполеон III поддерживает католических монахов, которые хотели получить этот ключ. Граф не понимал, в чём дело. Речь идёт о простом ключе, которым отворяют двери или это что-то другое, более серьёзное. Тогда он отправил в Париж депешу нашему послу (Толстому вроде), где просил его узнать, о чём идёт речь. Лишь после этого Нессельроде сообщили, что спор идёт о ключе от Вифлеемского храма, который был похищен несколько лет назад, и из-за которого начался спор между Францией и Россией, между католиками и греками.