Форма установления виновности или невиновности лица во вменяемых ему преступлениях путем испытаний обвиняемого огнем или водой, ядом железом и пр.
Ордалии известны также под термином «божий суд». Ордалии присущи всем культурам, в том числе западноевропейской средневековой. Особенно распространены были испытания огнем. Испытуемому предстояло пройти сквозь костер, или перейти дорогу, выложенную горящими углями, держать руки над огнем, либо взять в руки раскаленное железо. Обвиняемый признавался невиновным в случае, если огонь не оставлял на его теле следов, или же если эти следы были определённой формы, так что священнослужители могли трактовать их как знаки Бога.
Ордалии водой подразумевали окунание рук в кипящую воду или погружение испытуемого связанным в прорубь. Кроме того, были распространены судебные поединки.
Ордалии имели ярко выраженный магический характер и восходили к дохристианским обрядам. С другой стороны, ордалии находили свое объяснение и в христианской культуре как проверка Бога к испытуемому. Однако официальное богословие относилось к ордалиям отрицательно, ссылаясь на цитату из Евангелия от Луки: «Не искушай Господа Бога твоего» (Лук. 4:12).
В 855 г. Второй Валансский собор запретил судебные поединки. Однако другие ордалии продолжали применять. Особенно активно — во Франции в X в., однако уже в XI в. подобные практики повсюду запрещались. Светские власти запретили ордалии в 1258 г., когда Людовик Святой издал соответствующий эдикт. Тем не менее, отдельные случаи применения ордалий наблюдались и позже, вплоть до XVI в.
Форма установления виновности или невиновности лица во вменяемых ему преступлениях путем испытаний обвиняемого огнем или водой, ядом железом и пр.
Ордалии известны также под термином «божий суд». Ордалии присущи всем культурам, в том числе западноевропейской средневековой. Особенно распространены были испытания огнем. Испытуемому предстояло пройти сквозь костер, или перейти дорогу, выложенную горящими углями, держать руки над огнем, либо взять в руки раскаленное железо. Обвиняемый признавался невиновным в случае, если огонь не оставлял на его теле следов, или же если эти следы были определённой формы, так что священнослужители могли трактовать их как знаки Бога.
Ордалии водой подразумевали окунание рук в кипящую воду или погружение испытуемого связанным в прорубь. Кроме того, были распространены судебные поединки.
Ордалии имели ярко выраженный магический характер и восходили к дохристианским обрядам. С другой стороны, ордалии находили свое объяснение и в христианской культуре как проверка Бога к испытуемому. Однако официальное богословие относилось к ордалиям отрицательно, ссылаясь на цитату из Евангелия от Луки: «Не искушай Господа Бога твоего» (Лук. 4:12).
В 855 г. Второй Валансский собор запретил судебные поединки. Однако другие ордалии продолжали применять. Особенно активно — во Франции в X в., однако уже в XI в. подобные практики повсюду запрещались. Светские власти запретили ордалии в 1258 г., когда Людовик Святой издал соответствующий эдикт. Тем не менее, отдельные случаи применения ордалий наблюдались и позже, вплоть до XVI в.
Объяснение: