Все трое хотели сменить государственный строй в России, причём насильственным революционным путём. Но все они по разному видели, как русский народ можно привести к такой революции. В этом (кроме биографии) их различия.
Михаил Александрович Бакунин ратовал за стихийный народный бунт, практически пугачёвщину, в результате которого сам как скала из вулканической лавы должен возникнуть новый государственный строй, справедливый, как созданный самим народом. М.А. Бакунин написал труды, которые стали основой русского анархизма. Он, видимо, забыл, что в истории было много примеров народных бунтов против монархов, но они приводили в основном лишь к воцарению новых монархов, обычно из числа руководителей восстания. Так было начиная с выступления Шуррумкена в древнем Шумере до самого восстания Емельяна Пугачёва, ведь его лидер с самого начала называл себя царём.
По мнения Петра Лавровича Лаврова народ нужно долго готовить к революции. Это должно сделать меньшинство, «критически мыслящие личности». Они должны рассказать народу, какую силу он составляет, а главное, показать народу его собственные интересы. В этой идее, видимо, и заключалась ошибка. Получалось, эти «критические мыслящие люди» должны были показать народу, что до сих пор он был глуп, потому что своих интересов не видел. Человеку вообще сложно признать, что он глуп. На основе идей именно П.Л. Лаврова начались знаменитые «хождения в народ», когда молодые люди как раз и пытались что-то объяснить крестьянам. «Хождения» закончились провалом: крестьяне не захотели признавать себя дураками. Но также от идей П.Л. Лаврова пошло убеждение, что некая политическая сила знает интересы народа изначально, просто в силу своей мудрости. Именно эту идею позже использовали коммунисты, навешивая на всех своих противников ярлык «антинародных» движений.
Для Петра Никитича Ткачёва народный бунт не был необходим. Он считал, что государственный строй может сменить небольшая группа решительно настроенных верных идее людей, которые ради пользы дела должны соблюдать строгие правила конспирации и подчиняться железной дисциплине. В начале следует расшатать строй существующий, убив видных его деятелей. Именно П.Н. Ткачёв стал идеологом индивидуального террора, который проводился вплоть до революции 1917 года, но в итоге решающую роль в смене государственного строя сыграл не он
Все трое хотели сменить государственный строй в России, причём насильственным революционным путём. Но все они по разному видели, как русский народ можно привести к такой революции. В этом (кроме биографии) их различия.
Михаил Александрович Бакунин ратовал за стихийный народный бунт, практически пугачёвщину, в результате которого сам как скала из вулканической лавы должен возникнуть новый государственный строй, справедливый, как созданный самим народом. М.А. Бакунин написал труды, которые стали основой русского анархизма. Он, видимо, забыл, что в истории было много примеров народных бунтов против монархов, но они приводили в основном лишь к воцарению новых монархов, обычно из числа руководителей восстания. Так было начиная с выступления Шуррумкена в древнем Шумере до самого восстания Емельяна Пугачёва, ведь его лидер с самого начала называл себя царём.
По мнения Петра Лавровича Лаврова народ нужно долго готовить к революции. Это должно сделать меньшинство, «критически мыслящие личности». Они должны рассказать народу, какую силу он составляет, а главное, показать народу его собственные интересы. В этой идее, видимо, и заключалась ошибка. Получалось, эти «критические мыслящие люди» должны были показать народу, что до сих пор он был глуп, потому что своих интересов не видел. Человеку вообще сложно признать, что он глуп. На основе идей именно П.Л. Лаврова начались знаменитые «хождения в народ», когда молодые люди как раз и пытались что-то объяснить крестьянам. «Хождения» закончились провалом: крестьяне не захотели признавать себя дураками. Но также от идей П.Л. Лаврова пошло убеждение, что некая политическая сила знает интересы народа изначально, просто в силу своей мудрости. Именно эту идею позже использовали коммунисты, навешивая на всех своих противников ярлык «антинародных» движений.
Для Петра Никитича Ткачёва народный бунт не был необходим. Он считал, что государственный строй может сменить небольшая группа решительно настроенных верных идее людей, которые ради пользы дела должны соблюдать строгие правила конспирации и подчиняться железной дисциплине. В начале следует расшатать строй существующий, убив видных его деятелей. Именно П.Н. Ткачёв стал идеологом индивидуального террора, который проводился вплоть до революции 1917 года, но в итоге решающую роль в смене государственного строя сыграл не он