В 1868-1869 гг в нереволюционном журнале «Неделя» появляется серия «Исторических писем» за подписью Миртова. Автором их был отставной полковник П.Л.Лавров, бывший профессор артиллерийской академии. Эти письма стали резвычайно популярны в среде современной радикальной молодёжи.
Лавров полагал, что формула прогресса — это «развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении. Воплощение в общественных формах истины и справедливости». До сих пор, полагал Лавров, только меньшинство пользовалось благами прогресса за счёт огромного большинства, угнетённого и страдающего. Критически мыслящие личности из среды образованного меньшинства обязаны уплатить народной массе свой долг за своё развитие «внесением научного понимания и справедливости в общественные формы». Они должны «внести человечность в механизм жизни, разбудить мысль, возбудить ненависть и отвращение к обыденному злу. Двигателем прогресса всегда были «одинокие борющиеся личности». Лавров утверждает, что «борясь за улучшение общественных форм и за освобождение народных масс от угнетения, личность действует ради собственного наслаждения». Для успеха борьбы «нужны энергичные, фанатические люди, рискующие всем и готовые жертвовать всем, нужны мученики, а потом их гибель, и их легенда одушевит тысячи тою энергию, которая нужна для борьбы. После этого критически мыслящие и энергически желающие личности должны организовать партию борцов за истину и справедливость, которая начнёт борьбу с отжившими общественными формами. Эта борьба должна привести к победе деятелей прогресса».
В сфере политики Лавров выступает за упразднение государства, то есть в доведении государственного элемента в обществе до минимума, то есть в устранении всякой принудительности политического договора для личностей с ним несогласных.
В сфере экономики Лавров считал, что основой будущего развития русского народа служит крестьянство с общинным землевладением: «Развить нашу общину в смысле общинной обработки земли и общинного пользования её продуктами. Сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общественного строя. Поглотить в общественной собственности частную. Дать крестьянству то образование и то понимание его общественных потребностей, без которого оно никогда не сумеет воспользоваться своими легальными правами, - вот специально русские цели».
Во и задания к тексту:
1. Какие ценности и идеалы лежат в основе теории Лаврова? Какой идеологии они соответствуют?
2. Проанализируйте политические устремления Лаврова. Укажите отрицательные и положительные моменты его теории в сфере политики.
3. О каких «легальных правах» крестьянства говорит Лавров? Как вы считаете, прав ли он, нет ли в его экономической программе противоречий?