Тест «Культура России в первой четверти XVIII века»
1. Какое направление было главным в развитии культуры первой четверти XVIII в.?
1) рост влияния церкви на сознание людей
2) уменьшение иностранного влияния на культуру
3) отмена обязательного образования для дворян
4) проникновение достижений культуры во все слои русского общества
2. Рост потребностей государства в отечественных специалистах разных отраслей привёл в 1 чет. ХVIII в. к
1) открытию школ для крепостных детей
2) созданию профессиональных учебных заведений
3) введению в школах Закона Божьего
4) приглашению научных специалистов из Швеции
3. Крупнейший изобретатель Петровской эпохи, создатель токарно-копировального станка
1) С. Дежнёв 2) С. Ушаков 3) М. Ломоносов 4) А. Нартов
4. Соотнесите понятия и определения
1) «Ведомости» а) первый русский музей
2) Кунсткамера б) многоголосое пение
3) канты в) танцы с ужином с участием дворян
4) гравюра г) первая русская газета
5) ассамблея д) цифирные школы
е) печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге
5. В 1714 г. по указу Петра I были созданы государственные начальные общеобразовательные школы, которые получили название
1) гимназии 2) лицеи 3) цифирные школы 4) земские школы
6. Автор «Арифметики» - энциклопедии математических знаний
1) И. Никитин 2) А. Меншиков 3) Симон Ушаков 4) Л. Магницкий
7. Реформа алфавита, проведенная в 1710 г., включала в себя
1) замену старославянской кириллицы гражданским печатным алфавитом
2) отмену буквы «ять»
3) замену арабских чисел римскими
4) обязательное использование латинских букв
8. Установите соответствие между деятелями культуры первой четверти XVIII в. и сферами их деятельности. А) Б. Растрелли 1) наука Б) И. Никитин 2) живопись
В) Д. Трезини 3) архитектура
4) А. Нартов
9. В каком году Российская империя перешла на новое летоисчисление – от Рождества Христова
1) 1710 г. 2) 1721г. 3) 1715 г. 4) 1700 г.
10. Укажите последствие петровских преобразований в области культуры
1)начало культурного раскола в обществе
2) ослабление культурных связей с Западом
3) ликвидация безграмотности в обществе
4) укрепление средневекового религиозного мировоззрения
Россия в 1 четверти 18
- Вариант 1) рост влияния церкви на сознание людей: данное направление противоречит историческому контексту и характеру петровских реформ, которые направлялись на секуляризацию общества и ослабление влияния церкви.
- Вариант 2) уменьшение иностранного влияния на культуру: это направление также не полностью отражает особенности развития культуры в указанный период.
- Вариант 3) отмена обязательного образования для дворян: данное направление не являлось главным в развитии культуры первой четверти XVIII века.
- Вариант 4) проникновение достижений культуры во все слои русского общества: это направление наиболее соответствует петровским реформам, которые стремились проникнуть современные культурные достижения во все слои общества, независимо от социального положения.
Следовательно, правильный ответ на первый вопрос: 4) проникновение достижений культуры во все слои русского общества.
2. Для ответа на второй вопрос необходимо определить, какие последствия привел рост потребностей государства в отечественных специалистах разных отраслей.
- Вариант 1) открытие школ для крепостных детей: данное следствие затруднительно, учитывая систему крепостного права и недостаточно высокий статус крепостных людей в тот период.
- Вариант 2) создание профессиональных учебных заведений: этот вариант наиболее логичен и соответствует требованию о подготовке отечественных специалистов.
- Вариант 3) введение в школах Закона Божьего: это следствие не связано с ростом потребностей государства в специалистах.
- Вариант 4) приглашение научных специалистов из Швеции: это направление связано с заимствованием иностранных знаний, но не является результатом роста потребностей государства.
Следовательно, правильный ответ на второй вопрос: 2) создание профессиональных учебных заведений.
3. Для ответа на третий вопрос необходимо знать имя крупнейшего изобретателя Петровской эпохи, создателя токарно-копировального станка.
Правильный ответ на третий вопрос: 4) А. Нартов.
4. Для ответа на четвёртый вопрос необходимо соотнести понятия и определения.
- Вариант 1) «Ведомости» соответствует определению первой русской газеты.
- Вариант 2) Кунсткамера соответствует определению первого русского музея.
- Вариант 3) Канты соответствуют определению многоголосого пения.
- Вариант 4) Гравюра соответствует определению печатного оттиска рельефного рисунка на бумаге.
- Вариант 5) Ассамблея соответствует определению танцев с ужином с участием дворян.
Следовательно, правильное соотнесение понятий и определений в четвёртом вопросе:
1) «Ведомости» - г) первая русская газета
2) Кунсткамера - а) первый русский музей
3) Канты - б) многоголосое пение
4) Гравюра - е) печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге
5) Ассамблея - д) танцы с ужином с участием дворян.
5. Для ответа на пятый вопрос необходимо знать, как назывались государственные начальные общеобразовательные школы, созданные по указу Петра I в 1714 году.
Правильный ответ на пятый вопрос: 4) земские школы.
6. Для ответа на шестой вопрос необходимо знать автора «Арифметики» - энциклопедии математических знаний.
Правильный ответ на шестой вопрос: 3) Симон Ушаков.
7. Для ответа на седьмой вопрос необходимо определить, что включала в себя реформа алфавита, проведенная в 1710 году.
Правильный ответ на седьмой вопрос: 1) замену старославянской кириллицы гражданским печатным алфавитом.
8. Для ответа на восьмой вопрос необходимо установить соответствие между деятелями культуры первой четверти XVIII века и сферами их деятельности.
Правильное соотнесение между деятелями культуры первой четверти XVIII века и сферами их деятельности в восьмом вопросе:
- А) Б. Растрелли - 3) архитектура
- Б) И. Никитин - 2) живопись
- В) Д. Трезини - 1) наука
- 4) А. Нартов.
9. Для ответа на девятый вопрос необходимо знать, в каком году Российская империя перешла на новое летоисчисление – от Рождества Христова.
Правильный ответ на девятый вопрос: 2) 1721г.
10. Для ответа на десятый вопрос необходимо определить последствия петровских преобразований в области культуры.
- Вариант 1) начало культурного раскола в обществе: данное последствие противоречит установленным историческим процессам и характеру петровских реформ.
- Вариант 2) ослабление культурных связей с Западом: данное направление также не является характерным последствием петровских реформ, поскольку их целью было, наоборот, укрепление связей с Западом.
- Вариант 3) ликвидация безграмотности в обществе: это одно из ключевых последствий петровских преобразований в области культуры.
- Вариант 4) укрепление средневекового религиозного мировоззрения: это направление также противоречит основным целям петровских реформ, которые направлялись на секуляризацию общества и ослабление религиозного влияния.
Следовательно, правильный ответ на десятый вопрос: 3) ликвидация безграмотности в обществе.