Теме «Культура СССР в 1920-30-е гг.»
выписать элементы культурной революции и примеры представителей социалистического реализма в литературе, живописи, кинематографе. Выписать архитектурные стили данного периода (примеры: название стиля, фамилия архитектора, название здания).
Реализуя первую задачу, большевики определили двух своих главных противников — религию и «буржуазную культуру». Уже в 1918 г. был издан Декрет об отделении церкви от государства и школы, началось массовое закрытие храмов, аресты и уничтожение священнослужителей, изъятие церковных ценностей.
В 1922 г. из страны были высланы 160 крупных ученых, философов и деятелей культуры, не принявших советскую власть — Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Е.Н. Трубецкой, П.А. Сорокин, А.А. Кизеветтер, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др. Данная акция высылки была названа в истории «философским пароходом». В этом же году был создан Главлит — специальный цензурный орган по контролю за печатными публикациями в стране. Руководство культурой стало осуществляться Народным комиссариатом просвещения во главе с А.В. Луначарским под общим контролем ЦК партии большевиков. К середине 20-х гг. прекратилась деятельность практически всех частных книгоиздательств, возникших при переходе к нэпу, были закрыты независимые научные и литературно-художественные журналы.
Решению второй задачи — ликвидации неграмотности и народному образованию — большевики придавали большое значение. Более половины населения страны к 1917 г. было неграмотным. Уже в декабре 1919 г. принимается декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», где предписывалось всему населению в возрасте от восьми до 50 лет обязано обучаться грамоте. В 1923 г. было создано Всероссий ское добровольное общество «Долой неграмотность», которое охватывало тысячи школ по ликвидации неграмотности (ликбезы). В 1925 г. в них занималось почти 1,4 млн взрослого населения. С 1923 г. непрерывно росла сеть рабочих клубов, изб-читален, библиотек. Начали активно изд аваться специальные серии популярных брошюр в основном на ан тирелигиозные и революционные темы, где развертыва ется пропаганда коммунистической идеологии.
Строилась новая система образования. Вводилось обязательное бесплатное 7-летнее обучение по двум ступеням: пять лет первой ступени и два года второй. Массовой формой подготовки кадров рабочих стали школы фабрично-заводского обучения (ФЗУ). Более 3/4 учащихся этих школ были детьми рабочих. Кадры низшего и среднего технического и административного персонала (мастера, бригадиры, механики) готовились в техникумах, в специальных профессиональных школах и на краткосроч ных курсах. Серьезные изменения произошли в области высшего образования. Уже 1918 г. были введены новые правила поступления в вузы, предусматривавшие максимальную доступность и бесплатность обучения. В ВУЗы зачислялись преимущественно выходцы из рабочих и крестьян семей. В 20-е гг. возникла особая форма высшего образования рабочих — рабочие факультеты (рабфаки), которые вырастили первое поколение советской интеллигенции, политически и идеологически лояльной к советской власти. В 1921 г. было введено новое положение о высших учебных заведениях, согласно которому упразднялась автономия вузов, и вводилось их управление через структуры Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса). Ликвидировались историко-филологические и юридические факультеты, они заменялись факультетами общественных наук. В качестве обязательных предметов были введены «ис торический материализм», «история пролетарской револю ции», «история Советского государства и права», «экономичес кая политика диктатуры пролетариата».