вдали от древних оживленных торговых путей, по трассе которых ныне прошла туркестано-сибирская железная дорога, за ущельем большая капка, к югу от города тараз, в глубине таласской долины, среди гор, на реке кенкол (правый приток таласа) , на землях аила долоно стоит небольшое купольное здание, широко известное среди кыргызского народа под именем «гумбез манаса» - «мазар манаса» .
это мавзолей, где, по преданию, хранятся останки народного героя манаса, воспетого в одноименном эпосе. великий кыргызский эпос складывался на протяжении тысячелетия. самое точное определение сущности поэмы принадлежит ученому шокану валиханову.
«манас, - писал он в 1856 г. , -есть энциклопедическое собрание всех киргизских мифов, сказок, преданий, к одному времени, сгруппированное вокруг одного лица - богатыря манаса.
образ жизни, обычаи, нравы, , религиозные и медицинские познания киргизов, их международные отношения нашли свое отражение в этой огромной эпопее» . точность определения сути поэмы не подлежит сомнению, остается только удивляться гениальности валиханова, сумевшего подойти к столь глубокому познанию этой древнейшей поэмы. манас, как легендарная личность, устами народа провозглашен борцом за его счастье. в эпосе им оказался манас.
со дня рождения и до момента становления богатыря народ ликовал. в эпосе есть сказ о том, как нарекали ребенка: «вначале пусть будет буква мим - это образ пророка. в середине пусть будет буква нун - это образ льва. между этими буквами пусть будет по «алифу» - это первая буква в имени аллаха. счастливое имя ребенка пусть будет манас! » . это имя понравилось старейшинам. собрание старейшин решило, что он родился для великих дел - поднять меч справедливости против поработителей.
другой вариант. якобы старший брат жакыпа, отца манаса, уже пожилой человек, сказал: «пусть первой буквой имени ребенка будет м - меч, пусть в середине будет буква н - народ, в конце пусть стоит буква с - справедливость. пусть между этими буквами будет а - начальная в имени аллаха. пусть счастливое имя ребенка будет манас! » . таким образом, в имени манаса присутствуют слова: меч, народ, справедливость и аллах. сам народ хотел видеть в лице богатыря заступника от многочисленных врагов.
в эпосе воспеты жизнь манаса, его подвиги и победы, одержанные над врагами своего народа. эпос «манас» , сложившись вначале как мечта народа, постепенно - из года в год, из века в век - совершенствовался, превращаясь в наследие прошлого. на всем протяжении жизненного пути манаса, начиная от его наречения до последней битвы, он характеризуется как смелый, решительный, справедливый, отстаивающий интересы народа богатырь. он наделен всеми качествами, какими должен обладать единый сильный народ.
в эпосе, в действиях манаса мы находим действия народа, то есть при тщательном анализе народ и манас становятся неотделимыми друг от друга.
такое олицетворение как раз и составляет богатство и гениальность эпоса. подумать только - нас отделяет от времен манаса ровно тысяча лет, а этот самобытный геркулес из турана, геркулес в виде организатора, полководца стоит как живой перед глазами нынешнего поколения (а. аскаров, 1998).
ответ:
манас народный герой кыргызстана.
вдали от древних оживленных торговых путей, по трассе которых ныне прошла туркестано-сибирская железная дорога, за ущельем большая капка, к югу от города тараз, в глубине таласской долины, среди гор, на реке кенкол (правый приток таласа) , на землях аила долоно стоит небольшое купольное здание, широко известное среди кыргызского народа под именем «гумбез манаса» - «мазар манаса» .
это мавзолей, где, по преданию, хранятся останки народного героя манаса, воспетого в одноименном эпосе. великий кыргызский эпос складывался на протяжении тысячелетия. самое точное определение сущности поэмы принадлежит ученому шокану валиханову.
«манас, - писал он в 1856 г. , -есть энциклопедическое собрание всех киргизских мифов, сказок, преданий, к одному времени, сгруппированное вокруг одного лица - богатыря манаса.
образ жизни, обычаи, нравы, , религиозные и медицинские познания киргизов, их международные отношения нашли свое отражение в этой огромной эпопее» . точность определения сути поэмы не подлежит сомнению, остается только удивляться гениальности валиханова, сумевшего подойти к столь глубокому познанию этой древнейшей поэмы. манас, как легендарная личность, устами народа провозглашен борцом за его счастье. в эпосе им оказался манас.
со дня рождения и до момента становления богатыря народ ликовал. в эпосе есть сказ о том, как нарекали ребенка: «вначале пусть будет буква мим - это образ пророка. в середине пусть будет буква нун - это образ льва. между этими буквами пусть будет по «алифу» - это первая буква в имени аллаха. счастливое имя ребенка пусть будет манас! » . это имя понравилось старейшинам. собрание старейшин решило, что он родился для великих дел - поднять меч справедливости против поработителей.
другой вариант. якобы старший брат жакыпа, отца манаса, уже пожилой человек, сказал: «пусть первой буквой имени ребенка будет м - меч, пусть в середине будет буква н - народ, в конце пусть стоит буква с - справедливость. пусть между этими буквами будет а - начальная в имени аллаха. пусть счастливое имя ребенка будет манас! » . таким образом, в имени манаса присутствуют слова: меч, народ, справедливость и аллах. сам народ хотел видеть в лице богатыря заступника от многочисленных врагов.
в эпосе воспеты жизнь манаса, его подвиги и победы, одержанные над врагами своего народа. эпос «манас» , сложившись вначале как мечта народа, постепенно - из года в год, из века в век - совершенствовался, превращаясь в наследие прошлого. на всем протяжении жизненного пути манаса, начиная от его наречения до последней битвы, он характеризуется как смелый, решительный, справедливый, отстаивающий интересы народа богатырь. он наделен всеми качествами, какими должен обладать единый сильный народ.
в эпосе, в действиях манаса мы находим действия народа, то есть при тщательном анализе народ и манас становятся неотделимыми друг от друга.
такое олицетворение как раз и составляет богатство и гениальность эпоса. подумать только - нас отделяет от времен манаса ровно тысяча лет, а этот самобытный геркулес из турана, геркулес в виде организатора, полководца стоит как живой перед глазами нынешнего поколения (а. аскаров, 1998).
объяснение: