Рассуждая по рельефным гробничным изображениям, работники вельможи получали довольствие из вельможеских складов и производств - с огородов и пастбищ, земледельцам дают одежду.Были ли у работника средства к существованию, мы не знаем. На гробничных рельефах изредка изображается рынок также труженики вельможеского хозяйства. Здесь шла бойкая торговля: зерно, хлеб, овощи, рыбу, обувь, зеркала, бусы, другие ремесленные изделия. Такой рынок говорит о существовании избытка пищевых продуктов у тружеников, вероятно, и существованием в ремесленном производстве урочной системы. Выполнив свой урок, он, наверное, мог изготовить дополнительные изделия, которые уже считались принадлежащими лично ему и могли быть обменены на рынке. Если это было так, то работники вельможеского хозяйства могли обладать определенной личной движимостью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Царское и храмовое хозяйства эпохи Древнего царства, от которых до нас дошли сведения, были организованы по тому же принципу. Учитывая несомненно большую роль вельможеских хозяйств в экономике страны эпохи Древнего царства, необходимо выявить их связь с царским хозяйством. В египетских памятниках "собственный дом" вельможи выступает как нечто "внешнее" по отношению к "внутреннему", царскому хозяйству. В состав "собственного дома" вельможи входили земли и имущество, унаследованные от родителей. Владельцами такого наследия становились старшие сыновья. Вот почему младшие братья вельможи вынуждены были служить в его доме, кормиться за счет его хозяйства. Вельможа мог располагать имуществом, полученным по завещанию от других лиц, а также доставшимся ему "за вознаграждение", т. е. купленным. Вместе с тем памятники свидетельствуют, что благополучие вельможи зависело прежде всего от его должностного достояния, и вне служебной карьеры мы не можем представить себе вельможу Древнего царства. Необходимо иметь в виду, что должности в Египте, были потомственными, передавались от отца к сыну, но при этом передача должности утверждалась царем. Таким образом, личное и должностное в "собственном доме" вельможи тесно переплетается.
На гробничных рельефах изредка изображается рынок также труженики вельможеского хозяйства. Здесь шла бойкая торговля: зерно, хлеб, овощи, рыбу, обувь, зеркала, бусы, другие ремесленные изделия. Такой рынок говорит о существовании избытка пищевых продуктов у тружеников, вероятно, и существованием в ремесленном производстве урочной системы. Выполнив свой урок, он, наверное, мог изготовить дополнительные изделия, которые уже считались принадлежащими лично ему и могли быть обменены на рынке. Если это было так, то работники вельможеского хозяйства могли обладать определенной личной движимостью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Царское и храмовое хозяйства эпохи Древнего царства, от которых до нас дошли сведения, были организованы по тому же принципу.
Учитывая несомненно большую роль вельможеских хозяйств в экономике страны эпохи Древнего царства, необходимо выявить их связь с царским хозяйством. В египетских памятниках "собственный дом" вельможи выступает как нечто "внешнее" по отношению к "внутреннему", царскому хозяйству. В состав "собственного дома" вельможи входили земли и имущество, унаследованные от родителей. Владельцами такого наследия становились старшие сыновья. Вот почему младшие братья вельможи вынуждены были служить в его доме, кормиться за счет его хозяйства. Вельможа мог располагать имуществом, полученным по завещанию от других лиц, а также доставшимся ему "за вознаграждение", т. е. купленным. Вместе с тем памятники свидетельствуют, что благополучие вельможи зависело прежде всего от его должностного достояния, и вне служебной карьеры мы не можем представить себе вельможу Древнего царства. Необходимо иметь в виду, что должности в Египте, были потомственными, передавались от отца к сыну, но при этом передача должности утверждалась царем. Таким образом, личное и должностное в "собственном доме" вельможи тесно переплетается.