Эпоха Гуптов в индийской истории отмечает переход от древности к средневековью. В III в. распадается государство Кушан, охватывавшее в пору расцвета всю западную половину Северной Индии, и государство Сатаваханов на Декане. Некоторое время в Индии существуют только государственные образования, имевшие местное значение. Но в начале IV в. сын мелкого удельного князя Чандрагупта объединил под своей властью значительную часть долины Ганга и сделал своей столицей древнюю Паталипутру. В 320 г. он объявил себя императором, приняв титул «великий царь над царями». Сын основателя династии Самудрагупта (ок. 330—380) стал самым могущественным государем в Индии того времени. На рубеже IV—V вв. империя Гуптов, расширив свои границы до Аравийского моря, достигла наибольшего блеска и могущества. Индийская легендарная традиция связывает с именем тогдашнего правителя державы Чандрагуптой II деятельность ряда крупных поэтов, в частности Калидасы, хотя на самом деле эти поэты не жили при дворе Чандрагупты II и не были даже его современниками. Гуптская эпоха сохраняла некоторые черты сходства с предшествующими периодами индийской истории, но вместе с тем имела и ряд важных отличий. Прежде всего, остался неизменным очаговый, или оазисный, тип расселения наиболее развитых индийских народов — носителей цивилизации. Крупная общность людей группировалась вокруг, городского центра, к окраинам этой области население становилось реже, далее шла зона, занятая лишь редкими группами отсталых племен; это были огромные лесные массивы или обширные пустынные области, отделявшие данный очаг цивилизации от соседних. В редких случаях одна такая общность непосредственно граничила с другой. Примечательно, что такое положение существовало в наиболее развитой части Индии — долине Ганга — еще в первой половине VII в. (по сведениям китайского путешественника Сюань Цзана). Лишь в немногих областях наряду с главным городом существовали один-два других, имевших второстепенное значение. Как и в древности, рядом с цивилизованными обществами существовали примитивные племена охотников и собирателей, некоторые из них лишь переходили к подсечно-огневому земледелию и скотоводству. Более развитые из племен достигали стадии разложения первобытно - общинного строя, военной демократии и в некоторых случаях создавали свои государственные образования. Такие племена представляли военную опасность для соседей, а иногда подчиняли себе развитые области. Достигнув уровня государственности и разделения на классы, эти народы включались в общее русло индийской цивилизации, границы которой постепенно расширялись: жители окраинных селении вырубали леса, поднимали целину и вытесняли отсталые племена из их прежних мест обитания. Часть этих племен подчинялась, пополняя социальные низы индийского общества. Но и развитые народы Индии существенно различались между собой по уровню социального устройства, особенностям хозяйства, культуры. Так, в степных и полупустынных районах Раджастхана и Синда большое значение имело скотоводство. Весь уклад жизни скотоводческих племен был иным, чем в обществах, основанных на развитом земледелии. В течение раннего средневековья из-за неумеренного выпаса скота большие площади в Раджастхане превратились в пустыню и роль скотоводства там упала. Некоторые скотоводческие племена известны также в западной части долины Ганга (например, ахиры): здесь пастбища постепенно сокращались по мере освоения территории земледельцами. С конца I тысячелетия до н. э. широкое распространение получили засухоустойчивые зерновые культуры — различные виды проса. Это позволило более активно осваивать саванны Декана, где есть хорошие, близкие по качеству к чернозему почвы, но выпадает мало осадков. Во влажных, достаточно обеспеченных осадками районах главной продовольственной культурой был рис. По большей части рисоводы ограничивались регулированием стока воды с полей во время дождливого сезона, но в ряде мест прибегали к строительству оросительных сооружений. В раннее средневековье отдельные ирригационные сооружения были построены в прибрежной полосе (Коромандельский берег) от устьев Годавари и Кришны до дельты р. Кавери. В районах со средней увлажненностью основной злаковой культурой была пшеница, а также ячмень, просо, бобовые. Кое-где в удобных для этого местах применялось искусственное орошение из арыков, прудов и колодцев, но если говорить об Индии в целом, то роль ирригации была очень невелика и земледелие было в основном
отмечает переход от древности к
средневековью. В III в. распадается
государство Кушан, охватывавшее в пору
расцвета всю западную половину Северной
Индии, и государство Сатаваханов на
Декане. Некоторое время в Индии
существуют только государственные
образования, имевшие местное значение.
Но в начале IV в. сын мелкого удельного
князя Чандрагупта объединил под своей
властью значительную часть долины Ганга
и сделал своей столицей древнюю
Паталипутру. В 320 г. он объявил себя
императором, приняв титул «великий царь
над царями». Сын основателя династии
Самудрагупта (ок. 330—380) стал самым
могущественным государем в Индии того
времени. На рубеже IV—V вв. империя
Гуптов, расширив свои границы до
Аравийского моря, достигла наибольшего
блеска и могущества. Индийская
легендарная традиция связывает с именем
тогдашнего правителя державы
Чандрагуптой II деятельность ряда крупных
поэтов, в частности Калидасы, хотя на
самом деле эти поэты не жили при дворе
Чандрагупты II и не были даже его
современниками.
Гуптская эпоха сохраняла некоторые черты
сходства с предшествующими периодами
индийской истории, но вместе с тем имела
и ряд важных отличий. Прежде всего,
остался неизменным очаговый, или
оазисный, тип расселения наиболее
развитых индийских народов — носителей
цивилизации. Крупная общность людей
группировалась вокруг, городского центра,
к окраинам этой области население
становилось реже, далее шла зона, занятая
лишь редкими группами отсталых племен;
это были огромные лесные массивы или
обширные пустынные области, отделявшие
данный очаг цивилизации от соседних. В
редких случаях одна такая общность
непосредственно граничила с другой.
Примечательно, что такое положение
существовало в наиболее развитой части
Индии — долине Ганга — еще в первой
половине VII в. (по сведениям китайского
путешественника Сюань Цзана). Лишь в
немногих областях наряду с главным
городом существовали один-два других,
имевших второстепенное значение.
Как и в древности, рядом с
цивилизованными обществами
существовали примитивные племена
охотников и собирателей, некоторые из них
лишь переходили к подсечно-огневому
земледелию и скотоводству. Более
развитые из племен достигали стадии
разложения первобытно - общинного строя,
военной демократии и в некоторых случаях
создавали свои государственные
образования. Такие племена представляли
военную опасность для соседей, а иногда
подчиняли себе развитые области.
Достигнув уровня государственности и
разделения на классы, эти народы
включались в общее русло индийской
цивилизации, границы которой постепенно
расширялись: жители окраинных селении
вырубали леса, поднимали целину и
вытесняли отсталые племена из их прежних
мест обитания. Часть этих племен
подчинялась, пополняя социальные низы
индийского общества.
Но и развитые народы Индии существенно
различались между собой по уровню
социального устройства, особенностям
хозяйства, культуры. Так, в степных и
полупустынных районах Раджастхана и
Синда большое значение имело
скотоводство. Весь уклад жизни
скотоводческих племен был иным, чем в
обществах, основанных на развитом
земледелии. В течение раннего
средневековья из-за неумеренного выпаса
скота большие площади в Раджастхане
превратились в пустыню и роль
скотоводства там упала. Некоторые
скотоводческие племена известны также в
западной части долины Ганга (например,
ахиры): здесь пастбища постепенно
сокращались по мере освоения территории
земледельцами.
С конца I тысячелетия до н. э. широкое
распространение получили
засухоустойчивые зерновые культуры —
различные виды проса. Это позволило
более активно осваивать саванны Декана,
где есть хорошие, близкие по качеству к
чернозему почвы, но выпадает мало
осадков.
Во влажных, достаточно обеспеченных
осадками районах главной
продовольственной культурой был рис. По
большей части рисоводы ограничивались
регулированием стока воды с полей во
время дождливого сезона, но в ряде мест
прибегали к строительству оросительных
сооружений. В раннее средневековье
отдельные ирригационные сооружения
были построены в прибрежной полосе
(Коромандельский берег) от устьев
Годавари и Кришны до дельты р. Кавери.
В районах со средней увлажненностью
основной злаковой культурой была
пшеница, а также ячмень, просо, бобовые.
Кое-где в удобных для этого местах
применялось искусственное орошение из
арыков, прудов и колодцев, но если
говорить об Индии в целом, то роль
ирригации была очень невелика и
земледелие было в основном