Совсем иное звучание придано мавзолею Айша-Биби. воздвигнутого у караванной тропы в семи фарсахах к югу от Акыртаса. Это памятник любви и скорби. Мавзолей Айша-Биби – памятник архитектуры XI - XII в. в. , расположенный в селе Айша биби (Бывший поселок Головачевка) Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараз. Является памятником архитектуры республиканского значения. Айша биби была возлюбленной Карахана, который построил мавзолей в память о ней. Основание мавзолея кубическое. По его четырем углам размещены массивные колонны. В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, включающие геометрический, зооморфный и солярный мотивы, уходящие корнями в искусство андроновских и сакских племен. О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Мавзолею Айша биби посвящено большое количество научных и научно-популярных работ. Первым исследователем мавзолея в 1893 году был русский археолог Василий Бартольд. Исследован также в 1897 году В. А. Каллауром, в 1938 - 1939 годы экспедицией Института истории и культуры КазФАН СССР, в 1953 году экспедицией Академии наук Казахстана. В 1960 году был построен защитный стеклянный колпак для защиты мавзолея, и он использовался для образовательных и туристических целей.
В 2002 году для восстановления памятника архитектуры и строительства вокруг него парка был нанят Нишан Рамето. Архитектор Т. К. Басенов называл его «своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана и который содержит ключ к пониманию традиционных форм. До 2003 года мавзолей находился под стеклянным саркофагом с четырех сторон и шиферной крышей без купола, без восточной и частично северной и южной части стен. По четырем углам мавзолея располагались колонны, по центру каждого фасада размещались ниши, перекрытые стреловидными арками. Сооружение размерами 7,6 х 7,6 метров. В центре мавзолея расположено надгробие размерами 3 на 1,4 метра. Стены мавзолея толщиной 80 см. В стенах проложены деревянные балки из арчи с целью прочного соединения стен и колонн. Это единственный в Казахстане уникальный памятник, целиком облицованный резной терракотой с богатейшей орнаментировкой в виде плиток с 60-ю разновидностью узоров, карнизов, не оливных изразцов и стильных надписей. В декоре мавзолея богаты и разнообразны композиционно соединенные орнаменты в виде геометрических рисунков, состоящих из переплетений многоугольников, крестов, звезд, а также растительных мотивов в виде стеблей с цветами. Капители и колонны из терракотовых блоков покрыты, как и вся стена, тончайшими рисунками, представляющими богатейшее собрание мотивов народного орнамента. Мавзолей, может быть сравним лишь с таким мировым шедевром древнего зодчества, как мавзолей Исмаила Самани в Бухаре. На одной из угловых башен мавзолея сохранились строки древнего двустишия: “Осень… тучи… Земля прекрасна”.
Мавзолей Айша-Биби – памятник архитектуры XI - XII в. в. , расположенный в селе Айша биби (Бывший поселок Головачевка) Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараз. Является памятником архитектуры республиканского значения. Айша биби была возлюбленной Карахана, который построил мавзолей в память о ней. Основание мавзолея кубическое. По его четырем углам размещены массивные колонны.
В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, включающие геометрический, зооморфный и солярный мотивы, уходящие корнями в искусство андроновских и сакских племен. О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений.
Мавзолею Айша биби посвящено большое количество научных и научно-популярных работ. Первым исследователем мавзолея в 1893 году был русский археолог Василий Бартольд. Исследован также в 1897 году В. А. Каллауром, в 1938 - 1939 годы экспедицией Института истории и культуры КазФАН СССР, в 1953 году экспедицией Академии наук Казахстана. В 1960 году был построен защитный стеклянный колпак для защиты мавзолея, и он использовался для образовательных и туристических целей.
В 2002 году для восстановления памятника архитектуры и строительства вокруг него парка был нанят Нишан Рамето. Архитектор Т. К. Басенов называл его «своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана и который содержит ключ к пониманию традиционных форм.
До 2003 года мавзолей находился под стеклянным саркофагом с четырех сторон и шиферной крышей без купола, без восточной и частично северной и южной части стен. По четырем углам мавзолея располагались колонны, по центру каждого фасада размещались ниши, перекрытые стреловидными арками. Сооружение размерами 7,6 х 7,6 метров. В центре мавзолея расположено надгробие размерами 3 на 1,4 метра.
Стены мавзолея толщиной 80 см. В стенах проложены деревянные балки из арчи с целью прочного соединения стен и колонн. Это единственный в Казахстане уникальный памятник, целиком облицованный резной терракотой с богатейшей орнаментировкой в виде плиток с 60-ю разновидностью узоров, карнизов, не оливных изразцов и стильных надписей.
В декоре мавзолея богаты и разнообразны композиционно соединенные орнаменты в виде геометрических рисунков, состоящих из переплетений многоугольников, крестов, звезд, а также растительных мотивов в виде стеблей с цветами.
Капители и колонны из терракотовых блоков покрыты, как и вся стена, тончайшими рисунками, представляющими богатейшее собрание мотивов народного орнамента. Мавзолей, может быть сравним лишь с таким мировым шедевром древнего зодчества, как мавзолей Исмаила Самани в Бухаре.
На одной из угловых башен мавзолея сохранились строки древнего двустишия: “Осень… тучи… Земля прекрасна”.