Россия и Османская империя в XVIII столетии находились постоянно в напряженных отношениях. Кроме существования тяжелейшей для России проблеме южных степных границ, постоянной крымско-турецкой агрессии, наконец, проблеме выхода России к побережью Черного моря, имевшего громадное значение для экономического развития страны, довольно острыми были взаимоотношения этих стран из-за Молдавии.
В середине XVIII в. в Молдавии наблюдается интенсивный процесс закрепощения крестьян (цариц). В 1776 г. был запрещен переход крестьян от боярина к боярину. Были узаконены новые повинности в пользу феодалов. Тяжким бременем лежали на резешах (крестьянах-общинниках) турецкие натуральные налоги. Масса косвенных налогов, единовременные поборы -все это тяжко сказывалось на положении народных масс. В 1759 г. вспыхнуло большое восстание в Яссах, во второй половине века разрослось гайдуцкое движение. Население края постоянно стремилось с России освободиться от турецкого ига. Во время войн России с Османской империей оно оказывало русским войскам посильную .
Интересы России и Турции сталкивались и на Северном Кавказе. На обширной территории Северного Кавказа не было крупных государственных образований. Многочисленные народности, населявшие этот край, переживали в своем социально-экономическом развитии либо стадию разложения родового строя и складывания феодальных отношений (балкарцы, чеченцы, ингуши и т.д.), либо активное развитие феодализма (кабардинцы, часть осетин, население Дагестана и др.). Феодальные владетели (князья, ханы и т.д.) вели междоусобные распри. В ХVII--ХVIII вв. западные районы Северного Кавказа были зависимы от крымского хана. Они должны были поставлять хану рабов из числа пленников или зависимых крестьян. Территория Дагестана служила объектом агрессии иранских правителей, но овладеть Дагестаном Иран не смог, а часть его владетелей ориентировалась на Россию. К русскому покровительству стремились и осетины. В 40-х и 50-х годах XVIII в. были неоднократные осетинских старшин о русском подданстве.
В связи с активизацией русской политики на Северном Кавказе, строительством линии крепостей стали более активными и турецкие эмиссары. Особенно бурную деятельность развило мусульманское духовенство, вовлекая в лоно ислама кабардинскую феодальную верхушку и многих черкесских князей. Древние христианские храмы, разбросанные по всему Северному Кавказу, были теперь в развалинах. Идеологическое влияние Османской империи проникало и в Дагестан. Однако простой народ был еще далек от влияния этой политики. Больше того, “черный народ” Кабарды бежал от гнета своих феодалов за русскую границу, где в районе Кизляра и Моздока устраивались поселения.
Интересы Османской империи и России сталкивались не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье.
В тяжелейшем положении находилась Грузия, переживавшая в ту пору феодальную раздробленность. Нашествия иноземцев несли Грузии разорение, непосильный гнет, рабство. Надир-шах, например, лишь при вступлении на престол раздал в рабство своим подданным свыше 8 тыс. грузинских пленников, турецкие и иранские купцы продавали в рабство тысячи жителей Кахетии и Картлии.
В 1736 г. в Восточной Грузии вспыхнуло освободительное движение, и к середине XVIII в. она стала, наконец, фактически независимой. Кахетия и Картлия были объединены под властью одного правителя.
В условиях постоянной угрозы со стороны Ирана и Османской империи среди грузинских политических и государственных деятелей давно определилась русская ориентация. В 1750 г. Восточная Грузия возобновляет свои связи с Россией. В 1752г. грузинские цари отправляют в Петербург своих послов с о мыслимо лишь в том случае, если русское правительство протянет Грузии руку против врагов, которых еще много”
Россия и Османская империя в XVIII столетии находились постоянно в напряженных отношениях. Кроме существования тяжелейшей для России проблеме южных степных границ, постоянной крымско-турецкой агрессии, наконец, проблеме выхода России к побережью Черного моря, имевшего громадное значение для экономического развития страны, довольно острыми были взаимоотношения этих стран из-за Молдавии.
В середине XVIII в. в Молдавии наблюдается интенсивный процесс закрепощения крестьян (цариц). В 1776 г. был запрещен переход крестьян от боярина к боярину. Были узаконены новые повинности в пользу феодалов. Тяжким бременем лежали на резешах (крестьянах-общинниках) турецкие натуральные налоги. Масса косвенных налогов, единовременные поборы -все это тяжко сказывалось на положении народных масс. В 1759 г. вспыхнуло большое восстание в Яссах, во второй половине века разрослось гайдуцкое движение. Население края постоянно стремилось с России освободиться от турецкого ига. Во время войн России с Османской империей оно оказывало русским войскам посильную .
Интересы России и Турции сталкивались и на Северном Кавказе. На обширной территории Северного Кавказа не было крупных государственных образований. Многочисленные народности, населявшие этот край, переживали в своем социально-экономическом развитии либо стадию разложения родового строя и складывания феодальных отношений (балкарцы, чеченцы, ингуши и т.д.), либо активное развитие феодализма (кабардинцы, часть осетин, население Дагестана и др.). Феодальные владетели (князья, ханы и т.д.) вели междоусобные распри. В ХVII--ХVIII вв. западные районы Северного Кавказа были зависимы от крымского хана. Они должны были поставлять хану рабов из числа пленников или зависимых крестьян. Территория Дагестана служила объектом агрессии иранских правителей, но овладеть Дагестаном Иран не смог, а часть его владетелей ориентировалась на Россию. К русскому покровительству стремились и осетины. В 40-х и 50-х годах XVIII в. были неоднократные осетинских старшин о русском подданстве.
В связи с активизацией русской политики на Северном Кавказе, строительством линии крепостей стали более активными и турецкие эмиссары. Особенно бурную деятельность развило мусульманское духовенство, вовлекая в лоно ислама кабардинскую феодальную верхушку и многих черкесских князей. Древние христианские храмы, разбросанные по всему Северному Кавказу, были теперь в развалинах. Идеологическое влияние Османской империи проникало и в Дагестан. Однако простой народ был еще далек от влияния этой политики. Больше того, “черный народ” Кабарды бежал от гнета своих феодалов за русскую границу, где в районе Кизляра и Моздока устраивались поселения.
Интересы Османской империи и России сталкивались не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье.
В тяжелейшем положении находилась Грузия, переживавшая в ту пору феодальную раздробленность. Нашествия иноземцев несли Грузии разорение, непосильный гнет, рабство. Надир-шах, например, лишь при вступлении на престол раздал в рабство своим подданным свыше 8 тыс. грузинских пленников, турецкие и иранские купцы продавали в рабство тысячи жителей Кахетии и Картлии.
В 1736 г. в Восточной Грузии вспыхнуло освободительное движение, и к середине XVIII в. она стала, наконец, фактически независимой. Кахетия и Картлия были объединены под властью одного правителя.
В условиях постоянной угрозы со стороны Ирана и Османской империи среди грузинских политических и государственных деятелей давно определилась русская ориентация. В 1750 г. Восточная Грузия возобновляет свои связи с Россией. В 1752г. грузинские цари отправляют в Петербург своих послов с о мыслимо лишь в том случае, если русское правительство протянет Грузии руку против врагов, которых еще много”