Теперь ещё несколько слов о римском праве и о социальном устройстве Рима. Я уже говорил, что первым писаным римским законом были Двенадцать таблиц, закон Двенадцати таблиц, это V век до н.э. Потом последовали другие законы. Я говорил, преторы (судьи) их принимали. Римское юридическое мышление развитию законодательства, разрабатывались различные отрасли права, основные принципы права, например: все свободные люди равны перед законом, суд должен совершаться публично, публичность правосудия, свободного гражданина Рима нельзя пытать.
Но вот эти принципы (презумпция невиновности, публичность суда) должны быть незыблемы, как говорил один известный римлянин: пусть мир рушится, но закон должен торжествовать, это очень в римском духе. И культ права здесь, в этой фразе, и некое своеобразное величие, героика. Пусть мир рушится, но закон должен торжествовать. Справедливость абстрактная, универсальная, внечеловеческая, можно сказать даже бесчеловеческая. Это святое. Это очень по-римски.
Теперь хочу ещё раз вернуться к теме земледелия. Она не раз будет присутствовать. Итак, я упоминал это понятие агер публикус (общественное поле). И вокруг борьбы за политические права, и за доступ к земельным участкам, земельным наделам для плебеев, для бедняков – это важнейший нерв политической жизни Рима, в ходе которого плебеи и бедняки добились политического равноправия, учреждения поста народных трибунов, того, что один из консулов был плебеем, плебеи допускаются к должностным лицам государства и т.д.
Но ведь земельные ресурсы Италии небезграничны. Поэтому Рим очень рано встал на путь, во-первых, основания колоний, во-вторых, основания провинций, то есть территорий, которые управлялись римским проконсулом, римским каким-то наместником, и откуда выкачивались все средства в Рим. И за счёт ограбления вновь захваченных территорий снималась социальная напряжённость в самом Риме. То есть такой вот паразитарный характер римской власти.
Если Эллада вывозила из себя, эллины вывозили продукты ремёсел, торговли, торговали со всем миром и везли в другие страны культурные достижения, то Рим вывозил только легионы воинов, только правителей, только свои законы, а ввозил он все богатства. Из Сицилии, захваченной впоследствии, из Египта – хлеб, с Востока – предметы роскоши. То есть очень рано такой путь, ведущий, конечно, к загниванию и вырождению этой изначально военной и такой несколько грабительской державы. А за счёт этого вывезенного – хлебные раздачи своим неимущим гражданам. Неимущие граждане в Риме назывались, кстати, знакомым нам всем словом пролетарии. Пролетарии – значит бедняки, неимущие. Вот эти пролетарии сбегались в Рим огромными толпами, чтобы получить римские права, получить хлеб и зрелища, получить хлебные раздачи. И хлебные раздачи стали эффективным инструментом манипуляции, политики, то есть такой подкуп избирателя.
Ещё очень важным моментом в свете всего сказанного является борьба за получение прав римского гражданина, потому что это право на долю с ограбления колоний, провинций, право на свою долю добычи. Ну а также римское гражданство означает, что человек, который его имеет, может влиять на политику, продавать свои голоса тем, кто дорого заплатит, получать хлебные раздачи, получать участки земли.
Теперь ещё несколько слов о римском праве и о социальном устройстве Рима. Я уже говорил, что первым писаным римским законом были Двенадцать таблиц, закон Двенадцати таблиц, это V век до н.э. Потом последовали другие законы. Я говорил, преторы (судьи) их принимали. Римское юридическое мышление развитию законодательства, разрабатывались различные отрасли права, основные принципы права, например: все свободные люди равны перед законом, суд должен совершаться публично, публичность правосудия, свободного гражданина Рима нельзя пытать.
Но вот эти принципы (презумпция невиновности, публичность суда) должны быть незыблемы, как говорил один известный римлянин: пусть мир рушится, но закон должен торжествовать, это очень в римском духе. И культ права здесь, в этой фразе, и некое своеобразное величие, героика. Пусть мир рушится, но закон должен торжествовать. Справедливость абстрактная, универсальная, внечеловеческая, можно сказать даже бесчеловеческая. Это святое. Это очень по-римски.
Теперь хочу ещё раз вернуться к теме земледелия. Она не раз будет присутствовать. Итак, я упоминал это понятие агер публикус (общественное поле). И вокруг борьбы за политические права, и за доступ к земельным участкам, земельным наделам для плебеев, для бедняков – это важнейший нерв политической жизни Рима, в ходе которого плебеи и бедняки добились политического равноправия, учреждения поста народных трибунов, того, что один из консулов был плебеем, плебеи допускаются к должностным лицам государства и т.д.
Но ведь земельные ресурсы Италии небезграничны. Поэтому Рим очень рано встал на путь, во-первых, основания колоний, во-вторых, основания провинций, то есть территорий, которые управлялись римским проконсулом, римским каким-то наместником, и откуда выкачивались все средства в Рим. И за счёт ограбления вновь захваченных территорий снималась социальная напряжённость в самом Риме. То есть такой вот паразитарный характер римской власти.
Если Эллада вывозила из себя, эллины вывозили продукты ремёсел, торговли, торговали со всем миром и везли в другие страны культурные достижения, то Рим вывозил только легионы воинов, только правителей, только свои законы, а ввозил он все богатства. Из Сицилии, захваченной впоследствии, из Египта – хлеб, с Востока – предметы роскоши. То есть очень рано такой путь, ведущий, конечно, к загниванию и вырождению этой изначально военной и такой несколько грабительской державы. А за счёт этого вывезенного – хлебные раздачи своим неимущим гражданам. Неимущие граждане в Риме назывались, кстати, знакомым нам всем словом пролетарии. Пролетарии – значит бедняки, неимущие. Вот эти пролетарии сбегались в Рим огромными толпами, чтобы получить римские права, получить хлеб и зрелища, получить хлебные раздачи. И хлебные раздачи стали эффективным инструментом манипуляции, политики, то есть такой подкуп избирателя.
Ещё очень важным моментом в свете всего сказанного является борьба за получение прав римского гражданина, потому что это право на долю с ограбления колоний, провинций, право на свою долю добычи. Ну а также римское гражданство означает, что человек, который его имеет, может влиять на политику, продавать свои голоса тем, кто дорого заплатит, получать хлебные раздачи, получать участки земли.