мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала единого образа или картины — было весьма популярным и престижным видом искусства в византии. два периода расцвета византийской мозаики приходятся на vi—vii века («золотой век») и период после окончания иконоборчества — ix—xiv века (т. н. «македонское возрождение» и «палеологовский ренессанс»). считается, что именно византийцы придумали смальту — подкрашенное при добавления различных металлов стекло, которое становится главным материалом при изготовлении мозаик. примеси золота, ртути и меди в разных пропорциях придавали стеклу различные оттенки.
главной техникой преимущественно был прямой мозаичный набор, при котором элементы укладываются обратной стороной на постоянную основу. прямой набор в древности осуществлялся непосредственно на месте мозаичной композиции, будь то пол или стена жилого или общественного помещения: на ровном слое закрепляющей массы делался эскиз, а затем кусочки смальты вдавливались в массу. смальтовые композиции отличались большим разнообразием цвета, яркостью, игрой света на поверхности. главной художественной особенностью византийских мозаик является великолепный золотой фон, мерцающий как при естественном освещении, так и при свете свечей. обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров мозаичных фигур. контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд — со стороны фона. ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость. разнообразие доступных оттенков придавало мозаичным изображениям живой объём. большинство мозаичных панно изображали библейские сюжеты и христианские . византийская кладка рассчитана на восприятие изображения с большого расстояния — картины отличаются некоторой неровностью, «бархатистостью» оттенков и фактур, что «оживляет» созданные изображения.
в периоды расцвета византийской империи мозаика становилась главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц и базилик, однако позднее из-за дороговизны мозаика была вытеснена фресками.
мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала единого образа или картины — было весьма популярным и престижным видом искусства в византии. два периода расцвета византийской мозаики приходятся на vi—vii века («золотой век») и период после окончания иконоборчества — ix—xiv века (т. н. «македонское возрождение» и «палеологовский ренессанс»). считается, что именно византийцы придумали смальту — подкрашенное при добавления различных металлов стекло, которое становится главным материалом при изготовлении мозаик. примеси золота, ртути и меди в разных пропорциях придавали стеклу различные оттенки.
главной техникой преимущественно был прямой мозаичный набор, при котором элементы укладываются обратной стороной на постоянную основу. прямой набор в древности осуществлялся непосредственно на месте мозаичной композиции, будь то пол или стена жилого или общественного помещения: на ровном слое закрепляющей массы делался эскиз, а затем кусочки смальты вдавливались в массу. смальтовые композиции отличались большим разнообразием цвета, яркостью, игрой света на поверхности. главной художественной особенностью византийских мозаик является великолепный золотой фон, мерцающий как при естественном освещении, так и при свете свечей. обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров мозаичных фигур. контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд — со стороны фона. ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость. разнообразие доступных оттенков придавало мозаичным изображениям живой объём. большинство мозаичных панно изображали библейские сюжеты и христианские . византийская кладка рассчитана на восприятие изображения с большого расстояния — картины отличаются некоторой неровностью, «бархатистостью» оттенков и фактур, что «оживляет» созданные изображения.
в периоды расцвета византийской империи мозаика становилась главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц и базилик, однако позднее из-за дороговизны мозаика была вытеснена фресками.